Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N3 / 2013

Квотирование рабочих мест

Семёнова Е.А.,
заместитель директора
 по правовым вопросам
Некоммерческого партнерства
 «Исследовательский Центр права
 «ЮРВЕДЪ»

Квотирование рабочих мест осуществляется в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

К таковым относятся не только инвалиды, но и молодые граждане в возрасте от 14 до 18 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, и пр.

Квота – это минимальное количество рабочих мест для инвалидов, молодежи и других лиц, нуждающихся в поддержке государства при трудоустройстве, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации. Квота определяется в процентах от среднесписочной численности работников организации. В квоту включается количество рабочих мест, на которых уже работают граждане вышеуказанной категории.

Вопросы квотирования рабочих мест регламентируются рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства об определенных категориях граждан.

Так, ст. 16 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ предусматривает, что трудовые отношения могут возникать на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты(1).

Согласно ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ)(2) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.


(1) СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
(2) СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.


Обратим внимание, что вышеуказанный Закон применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, вступившему в силу с 1 февраля 2002 г. (ст. 423 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1 работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения инвалидам безотносительно их возраста, а также характера и причин инвалидности возможности эффективно осуществлять право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества Стороны (Правительства, подписавшие настоящую Хартию, являющиеся членами Совета Европы) обязуются, в частности, облегчать им доступ к занятости с помощью любых мер, поощряющих работодателей к найму и удержанию на работе таких лиц в обычной рабочей среде, и там, где это невозможно по причине инвалидности, – адаптировать условия труда к потребностям инвалидов путем приспособления или создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности. В  определенных случаях для осуществления таких мер могут потребоваться специализированные службы трудоустройства и поддержки (ст. 15 Европейской социальной хартии (пересмотренной), принятой в г. Страсбурге 03.05.1996, ратифицированной Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ)(2).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» данной категории граждан гарантируется право на трудоустройство(3).

Статьей 21 данного Закона определено, что работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек, обязаны организовывать рабочие места для инвалидов в количестве не менее 2 и не более 4% среднесписочной численности. Конкретный размер квоты устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Отметим, что Закон о социальной защите инвалидов в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 296-ФЗ не предусматривает на сегодняшний день замены организации рабочего места компенсационной платой. Между тем на практике некоторые работодатели по-прежнему перечисляют добровольные платежи в качестве компенсации за рабочие места для инвалидов. Такие перечисления являются добровольными, не могут учитываться в расходах при налогообложении и не избавляют работодателей от необходимости создавать квотируемые рабочие места для инвалидов.

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Субъекты Российской Федерации устанавливают размер квоты рабочих мест и контролируют выполнение условий квотирования.


(1) СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
(2) Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17–67.
(3) СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.


Однако региональные законодатели при подготовке нормативных актов не всегда в полном объеме учитывают положения федерального законодательства.

Пример из судебной практики.
Правительством Республики Тыва 1 ноября 2010 г. принято постановление № 464 «Об установлении организациям Республики Тыва минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Прокурор Республики Тыва обратился в Верховный суд Республики Тыва с заявлением об оспаривании п. 1, 5–14, 16–21 Приложения к названному постановлению, которыми определено минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов Республики Тыва, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что оспариваемые нормы приняты в нарушение требований ст. 4, 16 и 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку противоречат принципу государственной гражданской службы о равном доступе граждан к гражданской службе и равных условиях ее прохождения. Имеющие статус инвалидов граждане не могут быть приняты для прохождения службы в государственные органы в порядке квотирования, поскольку профессии и специальности в них не предусматривают использование труда инвалидов и создание для них условий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 3 марта 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационном представлении прокурор Республики Тыва просил указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации Определением от 11 мая 2011 г. № 92-Г11-1 отменила решение Верховного суда Республики Тыва, заявленные прокурором Республики Тыва требования удовлетворила, признала недействующим со времени вступления решения суда в законную силу п. 1, 5–14, 16–21 Приложения к постановлению Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2010 г. № 464 «Об установлении организациям Республики Тыва минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»(1).

Рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на примере Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ (ред. от 31.03.2011) «О квотировании рабочих мест», принятого постановлением Мособлдумы от 17 апреля 2008 г. № 4/40-П(2) .

Указанный Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Согласно ст. 3 Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. квотирование рабочих мест устанавливается для трудоустройства таких категорий граждан, как:
– инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальными программами реабилитации  рекомендации к труду;
– несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
– лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


(1) СПС «КонсультантПлюс».
(2) Ежедневные новости. Подмосковье. – 2008. – № 93.


– выпускники специальных общеобразовательных школ закрытого типа, специальных профессиональных училищ закрытого типа, специальных (коррекционных) образовательных учреждений закрытого типа в возрасте до 19 лет;
– выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые;
– лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности работников, а для приема на работу иных категорий граждан, указанных в ст. 3 данного Закона, – в размере 1% от среднесписочной численности работников.

Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, самостоятельно рассчитывают размер квоты, создают или выделяют рабочие квотируемые рабочие места.

Попытка работодателей признать в судебном порядке недействующими отдельные положения Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ не увенчалась успехом.

Решением Московского областного суда от 21 февраля 2012 г. отказано в удовлетворении требований, заявленных ЗАО «Арал Плюс» по тому основанию, что региональное правовое регулирование возлагает на работодателей дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29 августа 2012 г. № 4-АПГ12-15 данное решение оставлено без изменения. Высший судебный орган России пришел к выводу, что субъект Российской Федерации исходя из положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 5, 6, 7.1–1, 13, 25, 26), Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 11), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 20–22) имел право вводить  квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет(1).

Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане категорий, указанных в ст. 3 Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ.

Работодатели вправе получать от центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного в сферах труда, охраны труда и занятости населения, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.

Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного в сферах труда, охраны труда и занятости населения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных подразделений центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере социальной защиты населения, органов управления образованием, органов по работе с молодежью, общественных организаций инвалидов.


(1) СПС «КонсультантПлюс».


Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, подтвержденное заключением трудового договора.

Невыполнение квоты – это отсутствие факта трудоустройства инвалида и других категорий граждан на квотируемое рабочее место.

Работодатели, которые в соответствии с установленной квотой создают или выделяют рабочие места для трудоустройства, обязаны ежемесячно представлять центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, уполномоченному в сферах труда, охраны труда и занятости населения, информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и ежеквартально – информацию о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан, указанных в ст. 3 Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ.

Формы № 1 «Сведения о вакантных рабочих местах (должностях) для трудоустройства граждан в счет квоты», № 2 «Сведения о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов» утверждены распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2009 г. № 4-р.

Форма № 3 «Сведения о выполнении установленной квоты по приему на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы» утверждена распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2011 г. № 23-р.

Образцы данных форм приведены в приложениях к настоящей статье. За нарушение установленной законодательством обязанности по квотированию рабочих мест работодатель несет ответственность.

Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты согласно п. 1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (далее – КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.(1)

Пример из судебной практики.
В ходе проведенной Управлением государственной службы занятости населения при  Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в отношении индивидуального предпринимателя проверки соблюдения законодательства о занятости населения выявлено, что Павловым А.С. отказано в принятии на работу пяти инвалидам, направленным ему Центром занятости населения Туймазинского района в счет квоты, установленной приказом Управления ГСЗН Республики Башкортостан в количестве 29 рабочих мест, на которые необходимо трудоустроить инвалидов.

По данному факту в отношении Павлова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 марта 2011 г. Павлов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб.


(1) СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.


Решением судьи Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2011 г. постановление мирового судьи судебного участка № 4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 марта 2011 г. оставлено без изменения.

Постановлением заместителя Председателя Верховного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2011 г. указанные судебные постановления оставлены без изменения.

Павлов А.С. обратился с надзорной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, в которой просил состоявшиеся в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, судебные постановления отменить, считая их незаконными.

Постановлением Верховного суда РФ от от 9 ноября 2011 г. № 49-АД11-4 судебные акты мирового судьи, Туймазинского районного суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Верховного суда Республики Башкортостан, вынесенные в отношении Павлова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, оставлены без изменения, надзорная жалоба Павлова А.С. – без удовлетворения.

Непредставление работодателем органам службы занятости сведений о выполнении квоты для приема на работу, а также несвоевременное представление сведений, представление сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влекут административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от 3000 до 5000 руб.

По результатам проверки службы занятости может наступить административная ответственность, установленная ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ. Наказание по ч. 1 этой статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Проверяющим может быть выдано предписание об устранении нарушений, связанных с квотированием рабочих мест, а именно создание этих мест до определенного срока.

Невыполнение в установленный срок данного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП РФ).

Кроме того, может последовать обращение прокурора в суд с требованием об обязании обеспечить квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи.

Судебная практика по данной категории дел складывается не в пользу работодателей.

Химкинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ПАКС-ФАКТОРИ», третьему лицу – Государственному учреждению Московской области Химкинскому центру занятости населения, об обязании обеспечить квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Решением от 2 декабря 2010 г. Химкинский городской суд Московской области обязал ответчика обеспечить квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи в установленные Законом Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» сроки(1).

Прокуратурой города Подольска проведена проверка соблюдения прав инвалидов при  организации их трудовой занятости в МУЗ «Щербинская городская больница», в ходе которой установлено, что в организации работает 188 человек, но квота для приема на работу инвалидов не устанавливалась. Городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУЗ «Щербинская городская больница» и просил обязать ответчика установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Решением Подольского городского суда Московской области от 22 апреля 2011 г. исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены(2).

Одинцовским городским судом Московская область по делу № 2-10415/2010 по исковому заявлению городского прокурора в интересах неопределенного круга принято решение от 20 января 2011 г., в силу которого ООО (ответчик) обязано произвести квотирование рабочих мест – выделение рабочих мест для трудоустройства определенных Законом Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой и представить в установленном вышеуказанным законом порядке информацию о выполнении квоты(3).


(1) СПС «КонсультантПлюс».
(2) Там же.
(3) Там же.


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».