Всегда ли прав лицензионный (авторский) договор
|
|
|
канд. техн. наук
|
|
В настоящее время (в условиях перехода экономики нашей страны на рыночные отношения) существенно увеличилось количество различных договоров, посредством которых регулируется взаимодействие сторон (физических и юридических лиц) в процессе их деятельности, в том числе авторской. В трудовой деятельности любого автора рано ли поздно наступает момент, когда автор заключает договор с издательством о публикации своей работы. В договоре участвуют две стороны: автор и издательство, которые в соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ «...действуют на признании равенства участников регулируемых им отношений... и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе». Равенство сторон обеспечивается действующим законодательством, которому должен соответствовать любой легитимный документ, находящийся в правовом поле, в том числе лицензионный договор о предоставлении права использования произведения и различные правила публикации авторских материалов.
Однако... при рассмотрении таких документов (лицензионного договора или правил публикации авторских материалов) автор уз нает, что в случае их выполнения он (автор):
- не должен предоставлять свои произведения, ранее опубликованные в других издательствах (первое ограничение);
- не должен одновременно посылать свое произведение для публикации в других изданиях (второе ограничение);
- не должен после заключения договора предоставлять свое произведение для публикации в другое издательство в течение срока действия договора (третье ограничение).
В соответствии с лицензионным договором в случае нарушения этого «...вся ответственность, включая материальные требования и издержки, полностью ложится на автора...». Действительно, звучит довольно строго, особенно в наше демократическое время. «Закон суров, но это закон», - произнесет по-русски мудрое латинское изречение автор, подписывающий такой договор с издательством. Отметим, подобные ограничения для разных издательств составляют в среднем до 25% конкретных смысловых позиций текста договора. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость рассмотреть эти ограничения с общих позиций отечественного законодательства и нормативно-правовой практики. При этом следует иметь в виду, что именно правовая основа тех или иных ограничений действий сторон (автора и издательства) в первую очередь подлежит всестороннему анализу в случае третейского рассмотрения конфликтов и споров, возникающих в процессе их творческого взаимодействия.
В этом плане целесообразно проанализировать достаточно распространенную ситуацию, когда автор, не заключая договор с издательством об использовании произведения в периодической печати в письменной форме, выслал созданное им произведение в несколько издательств (так называемый самотек). В соответствии с п. 2 ст. 1286 Гражданского кодекса РФ, регулирующего взаимоотношения автора и издателя, «...договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме». В известном смысле для автора имеется определенная свобода действий, не препятствующая рассылке авторского произведения в разные издательства.
При этом возможна реализация следующих вариантов.
- Оба издательства не приняли авторское произведение к опубликованию.
- Одно издательство приняло произведение к опубликованию, другое - нет.
- Оба издательства одновременно приняли к опубликованию авторское произведение.
В первом варианте (достаточно распространенный случай, особенно для начинающих авторов) необходимо иметь в виду, что автор, создавая произведение по своей инициативе, действовал на свой страх и риск: затратил определенные нематериальные и материальные ресурсы: время, знания, умение, материальные средства и т. д. Но... Его работа отклонена издательством. Причем в такой ситуации никакая компенсация, страховка и прочее за израсходованные автором ресурсы не предусматривается: ведь автор действовал в порядке своей личной инициативы, и этим все объясняется. Причем, как ни странно, практически ни у кого, в том числе и у автора, обычно не имеющего никакой юридической подготовки, не возникает мыслей о какой-либо страховке авторских издержек и иных гарантиях. На практике это, как правило, не является поводом для каких-либо юридических коллизий и вообще не упоминается в лицензионном (авторском) договоре, хотя он (договор) разработан специалистами издательства и в принципе должен предусматривать равенство участвующих сторон - автора и издательства. Авторский материал отклоняется, зачастую даже без «пламенного или менее сочувствия».
Второй вариант: одно из издательств приняло произведение автора к опубликованию, второе - отказало. При этом с автором заключается договор (для периодических изданий договор может быть заключен в устной форме), а после опубликования автору выплачивается предусмотренное договором вознаграждение
(авторский гонорар).
СПРАВКА
Здесь и далее речь идет об издательствах, которые выплачивают автору соответствующее авторское вознаграждение. В этом плане все отечественные издательские учреждения можно разбить на три группы: гонорарные, безгонорарные, антигонорарные. К первой группе относятся издательские учреждения, которые выплачивают автору за опубликованные материалы определенное денежное вознаграждение. К второй группе - издательства, которые не выплачивают автору вознаграждение или до опубликования произведения уведомляют автора о перечислении авторского гонорара, например, на благотворительные цели. Понятие антигонорарного издательства (новый термин) требует некоторого пояснения. Дело в том, что для решения задач подготовки специалистов высшей квалификации, например, для защиты диссертаций, требуется публикация материалов диссертаций в научных изданиях, причем эти публикации должны предшествовать защите диссертации. Для организации оперативной публикации научных разработок соискателей в последнее
десятилетие ХХ в. у нас появились и функционируют издательские организации, которые осуществляют срочные платные публикации, при этом за публикацию платит... автор статьи.
Третий вариант - наиболее интересный с точки зрения правовых отношений, возникающих между автором и издательским учреждениемв современном авторском праве. В данном случае складывается ситуация, когда автор, разославший свое произведение в два адреса, уже при заключении договора (в устной или письменной форме) является нарушителем правил публикации или лицензионного (авторского) договора (авторские ограничения приведены выше). Дело в том, что в соответствии с лицензионным договором, разработанным юридическими специалистами издательства, автор, чтобы не быть нарушителем, должен отправлять свое произведение последовательно по одному адресу и только, дождавшись, увы, отрицательного ответа от одного издательства, отправлять в другое. Действительно, представляется совершенно естественным, что целью издательства является публикация интересных материалов именно в своем печатном органе. Следовательно, в авторских договорах должен быть отражен интерес этой стороны - издательства. Но в договоре присутствует и другая, по закону равноправная сторона. Это автор, который понимает, что издательство может ему отказать и, естественно, хочет повысить свои шансы быть опубликованным, в частности сократить расходы времени на реализацию данного процесса посредством отправления своего произведения разным издательствам. Именно так и предусмотрено в уже цитировавшейся ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой стороны «...действуют на признании равенства участников регулируемых им отношений... и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе». При этом, в соответствии с Основным законом, действия любой из сторон в достижении своего интереса согласно ст. 17 Конституции РФ не должны «...нарушать права и свободы других лиц».
Тем не менее в правилах публикации авторских материалов (статей), в лицензионном (авторском) договоре отражен (зафиксирован) интерес только одной из сторон - издательства. Рассматривая это обстоятельство, необходимо иметь в виду, что автор - гражданин своей страны. Как предусмотрено ст. 55 Конституции РФ, «...права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Федерального закона, запрещающего автору высылать свое произведение для публикации в несколько издательств, в настоящее время нет. В этом смысле положение лицензионного (авторского) договора, запрещающее автору рассылать свое произведение одновременно в разные издательства, нарушает права автора как гражданина своей страны.
Рассмотрим теперь третье ограничение, в соответствии с которым автор обязуется без согласования с издательством не передавать право третьим лицам на произведение или часть его в течение действия договора. Включение этого пункта в авторский договор правомочно, если автор выполнял свою работу в качестве служебного произведения, т. е. работал в качестве штатного сотрудника данного издательства. Именно это «по умолчанию» предусматривают составители лицензионных (авторских) договоров и правил опубликования авторских материалов, когда речь идет о таком ограничении. Только в этом случае в соответствии со ст. 1295 ГК РФ издательство, которое состоит с автором в трудовых отношениях, т. е. является работодателем автора, и именно по этой причине имеет исключительное право на использование служебного произведения. Но в подобном случае издательство должно иметь перед своим работником конкретные обязательства в соответствии с трудовым договором, в частности в социальной области: оплачивать отпуск (очередной, учебный, декретный), бюллетень по временной потере трудоспособности, начислять трудовой стаж и т. д.
У автора, который создал свое произведение в порядке личной инициативы, т. е. действовал на свой страх и риск, подобных трудовых отношений с издательством, естественно, нет (в частности, работы по должности в соответствии с штатным расписанием и т. д.). Автор не получает от издательства в течение действия лицензионного договора оплачиваемого отпуска, оплаты бюллетеня в случае временной потери трудоспособности и т. д. Так почему же издательство предусматривает в лицензионном договоре, составленном, кстати, юристами издательства, исключительное право на авторское произведение, т. е. представляя интересы одной стороны и забывая о второй стороне - об авторе? Ведь эти стороны равны (ст. 1 ГК РФ). Если следовать лицензионному договору, издательство присвоило себе права работодателя по отношению к автору, на самом деле таковым не являясь. В этом плане автор, создавший свое произведение в порядке личной инициативы и не имеющий трудового договора с издательством, может осуществлять «...свои гражданские права своей волей и в своем интересе», т. е. вправе после заключения лицензионного (авторского) договора с издательством предлагать свое произведение другому издательству.
Более того, в подтверждение приведенного довода можно рассмотреть пример из области современной отечественной нормативно-правовой практики, когда документами исполнительной власти для некоторых служебных произведений установлены выплаты авторского гонорара за каждое исполнение произведения. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» «...автору, создавшему в порядке выполнения служебного задания образец произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства... авторское вознаграждение... выплачивается в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия» (разд. 2, п. 3). В определенной степени в пользу возможности опубликования произведения в других издательствах после заключения договора свидетельствует то обстоятельство, что, как уже отмечалось, Гражданский кодекс РФ (с. 1286) допускает, что «...договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме». Таким образом, автор, создавший свое произведение в порядке личной инициативы, и в формальном плане имеет достаточно степеней свободы для передачи своего произведения в несколько издательств.
Правомерность публикации и соответствующей выплаты авторского вознаграждения за публикацию одного и того же авторского произведения в разных периодических изданиях косвенно подтверждает уже цитировавшееся Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 218. Этот нормативный правовой документ устанавливает размеры авторского вознаграждения за каждое исполнение произведения, которое составляет определенный процент от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов. Применяя содержащийся в Гражданском кодексе Российской Федерации принцип аналогии Основного
закона (ст. 6), можно заключить, что публикация, т. е. издание одного и того же произведения в разных издательствах, является аналогом исполнения одного и того же произведения и, соответственно, должно оплачиваться, как это предусмотрено названным Постановлением.
В заключение рассмотрим взаимоотношения между автором и антигонорарными издательствами. Как уже было отмечено, таким издательствам автор выплачивает гонорар за публикацию своего произведения. Возникает любопытная юридическая коллизия, порожденная рыночными отношениями, формирующимися и в этой области (система «автор - издательства»). Является ли автор, по мнению таких издательств, нарушителем авторского договора (заключенного в письменной или устной форме), если он отправил и оплатил публикацию одного и того же своего материала в двух таких издательствах? Представители таких издательств в неофициальных беседах отмечают, что, по их мнению, нет никаких ограничений в количестве издательств, куда можно отправлять один и тот же авторский материал (это воля и дело автора, здесь полное соответствие ст. 1 ГК РФ). Естественное желание издательств получить прибыль, т. е. опубликовать больше произведений (хотя и одинаковых), очевидно, не удастся сдержать лицензионными (авторскими) договорами и правилами публикации авторских материалов.
Мы предлагаем вам со скидкой купить диплом нового образца по абсолютно любой специальности с доставкой.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы по вопросу, вынесенному в заголовок статьи.
- Автор вправе одновременно высылать свое литературное произведении для публикации в несколько изданий, а также предлагать для издания ранее опубликованные материалы.
- Издательство в соответствии со своими требованиями вправе публиковать или не публиковать присланные автором материалы (без какой-либо компенсации ресурсов, затраченных автором).
- Издательство, заключившее авторский договор и опубликовавшее произведение автора, не вправе препятствовать публикации этого произведения (по желанию автора) в другом издательстве.
- Издательство не вправе включать в свои правила опубликования авторских материалов или в лицензионный договор условия, возлагающие на автора все судебные издержки, которые могут возникнуть в случае претензий со стороны третьих лиц, связанных с нарушением их авторских прав.