адвокат
Условно-досрочное освобождение от наказания предусмотрено
ст. 79 УК РФ, а замена неотбытой части наказания – более мяг
ким видом наказания – ст. 80 УК РФ. В связи с тем что практиче
ски каждое из лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением
свободы, пишет заявление в суд об условно-досрочном освобожде
нии или на замену неотбытой части наказания более мягким видом
наказания (а в случае отказа – второй и третий раз), эта категория
судебных дел занимает значительную долю в судебной, прокурорской
и адвокатской практике. Судебная практика по таким делам обоб
щена Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 21 апреля
2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения
от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более
мягким видом наказания»1. В предлагаемой статье будут рассмотрены
положения уголовного закона с учетом позиции высшего судебного
органа и даны практические рекомендации для представителей пра
возащитной профессии.
Первое, что необходимо отметить по рассматриваемой категории
судебных дел, – это необходимость длительной и скрупулезной под
готовки к судебному процессу. Как правило, и у самих заключенных,
и у представителей адвокатского сообщества о делах по условно-досро
чному освобождению складывается впечатление об их пониженной
сложности и о возможности быстрого рассмотрения. Действительно,
отчасти это соответ ствует истине. Упрощенность материалов этой ка
тегории заключается в следующем.
1. Отсутствует большой объем материалов дела. Здесь нет ника
ких многоэпизодных преступлений, преступлений с многотом
ной доказательственной базой, десятками и сотнями допросов
свидетелей, заключениями экспертов, обвинительными заклю
чениями на сто листов и т. п. Весь объем материалов, которые
суд будет изучать в судебном заседании, сводится к заявлению осужденного и его личному делу.
2. Нет по этой категории судебных дел и множественности лиц на стороне
заявителя. Если по уголовным делам нередко к уголовной ответственности
привлекаются группы лиц, порой многочисленные, то по материалам на ус
ловно-досрочное освобождение заявитель всегда один.
3. Доказательственная база, исследуемая судом, всегда небольшая. Не вызы
ваются свидетели, не допрашиваются эксперты. Устные выступления вклю
чают в себя речь осужденного, заключение представителя администрации
места лишения свободы, прокурора и речь защитника.
Несмотря на вышеизложенное, простота дел рассматриваемой категории только
кажущаяся. Зачастую эти небольшие по объему и трудозатратам материалы рассмат
риваются судьями быстро, по 30–40 минут на каждый, прессуя в одну обойму по де
сять заявлений на условно-досрочное заявление в день. Но и результат для осужден
ного нулевой – из таких десяти материалов, рассмотренных в ударные сроки, никто
досрочно стены пенитенциарного учреждения не покидает.
Залог удовлетворения заявления осужденного на условно-досрочное осво
бождение кроется в длительной и тщательной подготовке к судебному заседанию,
которое является всего лишь верхушкой айсберга, подводным основанием которо
го выступает личность осужденного, изучаемая судом, а точнее – документальное
закрепление характеристик этой личности, на основании которых суд принимает
решение. Формировать характеристики следует фактически с самого начала течения
срока отбывания наказания. Поэтому автор рекомендует осужденным, а еще более
их родственникам, желающим досрочного возвращения в семью их оступившихся
близких людей, не ждать того, когда наступит срок подачи ходатайства на условно
досрочное освобождение, а обращаться за консультацией к адвокатам уже на началь
ном периоде исполнения наказания.
Адвокатам же, в свою очередь, следует разъяснять обстоятельства, связанные
с условно-досрочным освобождением, своим подзащитным и их родственникам
на стадии кассационного обжалования приговора, когда уже примерно видна пер
спектива размера назначенного судом уголовного наказания.
В п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 говорится,
что при решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобож
дения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мяг
ким видом наказания согласно положениям ст. 79, 80 и 93 УК РФ судам надлежит
обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное
освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осуж
денным, которые по признанию суда для своего исправления не нуждаются в пол
ном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом
его часть. При этом время содержания лица под стражей до вынесения приговора
и вступления его в законную силу засчитывается в срок фактического отбытия им
лишения свободы.
На практике обеспечение индивидуального подхода к осужденному при приня
тии судом решения по ходатайству об условно-досрочном освобождении сводится
к тому, что в своем решении суд расписывает материалы, характеризующие личность
осужденного и изученные в судебном заседании. Исследованию подлежат, как пра
вило, следующие материалы:
1) характеристика, оформленная и подписанная представителем учреждения,
исполняющего наказание;
2) личное дело осужденного, в частности:
– документы о наложении на осужденного дисциплинарных взысканий;
– документы о поощрениях осужденного;
– документ о движении денежных средств на личном счету осужденного;
– справка о наличии непогашенного гражданского иска к осужденному;
– состав семьи осужденного;
– наличие у осужденного на свободе места жительства;
– наличие у осужденного на свободе сохраненных и поддерживаемых со
циально полезных связей;
– документы, подтверждающие трудовую деятельность осужденного;
– документы, подтверждающие иную социально полезную деятельность
осужденного в период отбывания наказания;
– документы, подтверждающие учебную деятельность осужденного.
Как и всякий иной юридический процесс, судебное производство по делам
о рассмотрении ходатайств осужденных о применении к ним положений об услов
но-досрочном освобождении характеризуется крайним формализмом. В этом есть
как минусы, так и свои плюсы, которые правозащитник может успешно использо
вать в работе по защите прав и законных интересов своего доверителя. Рассмотрим
основные моменты тактики формирования доказательственной базы по анализиру
емой категории дел.
Основной момент, на который обращают внимание судьи при рассмотрении хо
датайств осужденных об условно-досрочном освобождении, – это занятие трудовой
деятельностью в течении срока отбывания наказания. Отрицательным фактором
здесь является то обстоятельство, что далеко не все российские колонии могут обес
печить работой своих подопечных. В результате часть осужденных сидит без работы,
но и не отказывается от нее, однако документально для суда вывод один – в период
отбывания наказания осужденный не работает. Иногда работа есть, но она не под
ходит осужденному по состоянию здоровья – далеко не все могут работать на лесо
повале или тяжелом производстве.
Можно ли выйти из этого положения? Можно, приложив некоторые усилия.
При этом необходимо учитывать, что интересы осужденного здесь совпадают с ин
тересами руководства пенитенциарного учреждения, одним из показателей деятель
ности которого является уровень охвата осужденных трудовой деятельностью.
Чем больше осужденных трудоустроено, тем лучше выглядят отчеты руководства
колонии перед региональным и центральным руководством. Отсюда – премии, зва
ния, карьерный рост. Это нужно использовать. Самый простой вариант – это тру
доустроиться самому. Необходимо оформить предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица. Желательно это сделать вообще до осуждения
или в преддверии ареста. Если этого сделать заблаговременно не удалось, документы
поможет оформить адвокат, с которым заключено соглашение. Для этого понадобит
ся доверенность, которую также желательно оформить у нотариуса заблаговременно
либо у начальника учреждения в период отбывания наказания. Чем именно зани
маться в рамках предпринимательской деятельности без образования юридического
лица, следует согласовать с начальником отряда и руководством колонии. Можно
изготавливать кустарные поделки, клеить конверты, шить и заниматься любым
другим делом, к которому есть профессиональная склонность. Согласовать с руко
водством учреждения процедуру поставки расходных материалов несложно, то же самое и со сбытом. Главное здесь, чтобы на воле оставался человек, который будет
помогать в поставках и сбыте. Здесь не важны объемы, важен сам факт трудовой
деятельности. Даже если заключенный склеит в месяц 500 конвертов по 2 руб.,
на что на воле прожить нельзя, то он получит следующие результаты, положительно
характеризующие его личность:
- факт трудоустройства, что свидетельствует об исправлении;
- наличие возможности к самообеспечению, так как предпринимательская
деятельность может быть продолжена на свободе;
- частичное погашение удовлетворенного судом гражданского иска, о важнос
ти которого мы поговорим ниже.
Трудоустроиться можно и в колонии через администрацию, если есть рабочие
места. Кроме того, трудоустройством признается иная общественно полезная де
ятельность осужденного на постоянной основе, например состояние в добровольных
объединениях осужденных по охране правопорядка и т. п.
Если же оформить трудовую деятельность никак не удается, то следует обяза
тельно обращаться к руководству учреждения с письменными заявлениями о тру
доустройстве, один экземпляр которых с отметкой о получении должен храниться
у осужденного. Если осужденный, отбывающий наказание, не трудоустроен, то у су
дьи всегда возникнет вопрос, обращался ли он к руководству колонии с просьбой
его трудоустроить. При этом, естественно, устный ответ о том, что «да, я много раз
обращался», суд не устроит. А вот если суду будут представлены многократные
письменные заявления о трудоустройстве, то центр тяжести вины за тунеядство
переместится на администрацию пенитенциарного учреждения, что сыграет в пользу
осужденного.
Другим моментом, который может положительно охарактеризовать личность
осужденного, является учеба. Но если в колониях для несовершеннолетних обу
чение почти всегда есть, то во взрослых колониях с этим сложнее. Здесь следует
идти по пути, аналогичному трудоустройству. Следует заключить договор с любым,
по выбору осужденного, учебным заведением, оказывающим образовательные ус
луги дистанционным способом. Благо, что спектр их сегодня широк – от курсов
иностранного языка до высшего образования. Если осужденный в период отбывания
наказания получит один-два диплома с новыми профессиями, то отчитается и ру
ководство колонии перед начальством, и он – перед судьей на судебном заседании,
назначенном для рассмотрения заявления об условно-досрочном освобождении.
Следующий вид доказательства о том, что осужденный успешно исправляет
ся, – наличие социально полезных связей на свободе. Выражается это в отправке
и получении писем. Конечно, письма получают не все. У кого-то нет родителей,
а если есть, вполне может оказаться, что их попавший за решетку ребенок им давно
не нужен. Много людей бессемейных. Поэтому осужденному необходимо иногда са
мому искать связи с волей. Это могут быть одноклассники и однокурсники, бывшие
коллеги по работе, бывшие жены, дальние родственники. Понятно, что не всегда
помнятся адреса. Но всегда можно написать письмо хотя бы на адрес своей школы,
в которой учился на момент осуждения, десять, а то и двадцать лет назад. Большой
шанс, что именно школа откликнется. Потом завяжется переписка – вот уже и со
циально полезная связь на свободе. Можно дать в газету брачное объявление – это
широко практикуется осужденными. Может быть, брак и не случится, но переписка
опять же будет.
Если осужденный на территории колонии трудоустроен, имеет заработок
и не имеет задолженности по гражданскому иску, очень желательно взять шеф ство
над любым некоммерческим учреждением. Из нескольких тысяч своего скромного за
работка осужденный вполне может ежемесячно 500–600 руб. отправлять на расчетный
счет какого-нибудь детского дома, получая взамен благодарственные письма. Полу
чаем очень хорошее доказательство суду об исправлении личности осужденного.
Резюмируя эту часть нашей статьи, отметим, что в идеале к сроку подачи заяв
ления на условно-досрочное освобождение нужно подходить с объемным багажом
документов, положительно характеризующих личность осужденного, претендующе
го на применение к нему этого варианта смягчения уголовной репрессии.
Согласно п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 в тех
случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом
помилования либо определением (постановлением) суда, при применении услов
но-досрочного освобождения от наказания или замене неотбытой части наказания
более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок
наказания, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии или актом
помилования либо определением (постановлением) вышестоящего суда.
Если лицо осуждено по совокупности преступлений различной категории тя
жести либо по совокупности приговоров, то при решении вопроса об условно-до
срочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части нака
зания более мягким видом надлежит исходить из окончательного срока наказания,
назначенного по совокупности. При исчислении от этого срока той его части, после
фактического отбытия которой возможно применение условно-досрочного освобож
дения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, судам
следует применять правила, предусмотренные ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 80, ст. 93 УК РФ
для наиболее тяжкого преступления, входящего в совокупность.
Согласно ч. 3 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение может быть при
менено только после фактического отбытия осужденным:
- не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление не
большой или средней тяжести;
- не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступле
ние;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое пре
ступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее
условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобожде
ние было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ;
- не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления
против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также за пре
ступления, предусмотренные ст. 210 УК РФ.
В соответствии со ст. 93 УК РФ условно-досрочное освобождение от отбыва
ния наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в не
совершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического
отбытия:
- не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление
небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое
преступление.
Согласно ч. 2 ст. 80 УК РФ неотбытая часть наказания может быть заменена
более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению
свободы за совершение:
- преступления небольшой или средней тяжести – не менее одной трети срока
наказания;
- тяжкого преступления – не менее половины срока наказания;
- особо тяжкого преступления – не менее двух третей срока наказания;
- преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних,
а также преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, не менее трех
четвертей срока наказания.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8
отмена условно-досрочного освобождения осужденному в соответствии с ч. 7 ст. 79
УК РФ сама по себе не может служить основанием для отказа в повторном приме
нении к нему условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В таких
случаях суду надлежит исходить не только из факта отмены осужденному услов
но-досрочного освобождения, но и учитывать в совокупности все данные о его лич
ности, время нахождения в исправительном учреждении после возвращения в это
учреждение, его поведение, отношение к труду и т. п.
На практике это выливается в то, что срок отбывания наказания для осужден
ного расчленяется на два периода:
- до первого условно-досрочного освобождения;
- после отмены первого условно-досрочного освобождения.
В связи с тем что обстоятельства, характеризующие личность осужденного,
исследованные судом при первом условно-досрочном освобождении, фактически
перечеркиваются его поведением во время пребывания на воле, приведшим к отмене
условно-досрочного освобождения, всю доказательственную базу следует форми
ровать заново.
В п. 4 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленум ВС РФ разъясняет,
что в соответствии с ч. 1 ст. 80 УК РФ лицу, отбывающему ограничение свободы,
содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд может
заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания.
Основанием для такой замены является поведение осужденного, свидетельствующее
о том, что цели наказания могут быть достигнуты путем замены неотбытой части
наказания более мягким наказанием. Суду также надлежит учитывать данные о лич
ности осужденного, его отношение к труду и учебе во время отбывания наказания.
Согласно ч. 2 ст. 80 УК РФ неотбытая часть наказания может быть заменена
судом более мягким видом наказания, указанным в ст. 44 УК РФ, которое в силу
ч. 3 ст. 80 УК РФ не может быть больше максимального срока или размера наказа
ния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации для этого вида
наказания. При этом более мягкими наказаниями считаются:
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службе;
- арест;
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься опреде
ленной деятельностью.
Кроме того:
- ограничение свободы является более мягким наказанием по отношению
к лишению свободы;
- лишение свободы на определенный срок является более мягким наказанием
по отношению к пожизненному лишению свободы.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 говорится,
что фактическое отбытие осужденным предусмотренной законом части срока нака
зания в соответствии с ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 80 УК РФ не может служить безусловным
основанием для условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части
наказания более мягким видом наказания.
Вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в пол
ном отбывании назначенного судом наказания или заслуживает замены неотбытой
части наказания более мягким видом наказания, должен быть основан на всесторон
нем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только
за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или пред
ставления. При этом суду следует учитывать мнение представителя исправительного
учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица
не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания или замены неотбытой части
наказания более мягким видом наказания.
По делам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или за
мене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении несо
вершеннолетнего осужденного судам необходимо учитывать также его отношение
к учебе, связи с родственниками в период отбывания наказания и другие обстоя
тельства, которые могут свидетельствовать об исправлении осужденного.
С учетом процитированного пункта следует отметить основную ошибку боль
шинства осужденных – они считают, что всегда успеют исправить свое поведение.
Если, к примеру, судом назначен размер наказания в десять лет лишения свободы,
то первые четыре года осужденный не работает, не учится, совершает дисципли
нарные проступки, а ближе к сроку, когда можно написать заявление на условно
досрочное освобождение, начинает заботиться о своем личном деле. Такой подход
вовсе не гарантирует положительного для осужденного исхода судебного процесса
по рассмотрению ходатайства об условно-досрочном освобождении. Формирование
положительного имиджа осужденного должно начинаться с первых месяцев отбы
вания наказания.
Согласно п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 в прак
тике судов не должно быть случаев как необоснованного отказа в условно-досроч
ном освобождении от отбывания наказания осужденных, не нуждающихся в полном
отбывании назначенного судом наказания, так и необоснованного освобождения
от отбывания наказания. Суды не вправе отказать в условно-досрочном освобожде
нии от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким
видом наказания по основаниям, не указанным в законе, таким, как наличие прежней
судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины, крат
ковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т. д.
Взыскания, наложенные на осужденного за весь период отбывания наказания,
с учетом характера допущенных нарушений подлежат оценке судом в совокупно
сти с другими характеризующими его данными. При этом наличие или отсутствие
у осужденного взыскания не может служить как препятствием, так и основанием к его условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания
более мягким видом наказания.
Осужденному в любом случае следует минимизировать количество дисципли
нарных взысканий, наполняющих его личное дело. Но это пожелание выполнить
не всегда удается. Поэтому необходимо уметь действовать с учетом наличных дис
циплинарных взысканий. Не секрет, что неснятое дисциплинарное взыскание явля
ется почти непреодолимым препятствием для того, чтобы выйти из пенитенциарного
учреждения условно-досрочно. И дело здесь не столько в своеобразном толковании
судами п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8. Механизм
действия неснятого дисциплинарного взыскания такой. Если дисциплинарное взы
скание не снято, то начальник отряда не даст положительную характеристику осуж
денному и не напишет в отзыве суду заветную фразу «цели наказания достигнуты».
А суд обязан учитывать мнение администрации пенитенциарного учреждения. Вот
суд и учтет отрицательное мнение администрации, так как при наличии неснятого
дисциплинарного наказания положительное мнение не имеет места. Что же делать,
если взыскание не снято? Рекомендация такая: если есть неснятое дисциплинарное
взыскание, а срок возможного выхода условно-досрочно наступил – не торопиться
и не подавать в суд ходатайства. Осужденному будет отказано, и он утратит (ис
пользует) право подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении. Повторно
подать такое ходатайство он сможет только через шесть месяцев.
Следует действовать так. Выждать, пока дисциплинарное взыскание пога
сится за сроком давности, либо попытаться снять его в качестве поощрения. Хо
датайство об условно-досрочном освобождении подавать уже со снятым или по
гашенным дисциплинарным взысканием. Если дисциплинарное взыскание будет
снято или погашено ранее чем через шесть месяцев (которые надо было бы ждать
для повторной подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении), а суд
примет решение применить к осужденному положения ст. 79 УК РФ – налицо про
цессуальная выгода для осужденного, который окажется на свободе на несколько
месяцев раньше, чем если бы бездумно подал бы заявление сразу по наступлении
права на УДО.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8
в тех случаях, когда вред, причиненный преступлением (материальный ущерб
и моральный вред), по гражданскому иску не возмещен в силу таких объективных
причин, как инвалидность осужденного или наличие у него заболеваний, препят
ствующих трудоустройству, невозможность трудоустройства из-за ограниченного
количества рабочих мест в колонии и т. д., суд не вправе отказать в условно-досроч
ном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания
более мягким видом наказания только на этом основании.
В то же время установленные факты умышленного уклонения осужденного
от возмещения причиненного преступлением вреда (путем сокрытия имущества,
доходов, уклонения от работы и т. д.) наряду с другими обстоятельствами могут
служить препятствием к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой
части наказания более мягким видом наказания.
Это очень тонкий момент. Подавляющее большинство осужденных имеют за
долженности по исполнительным листам. Если такая задолженность есть, то ус
ловно-досрочно выйти на свободу крайне затруднительно. Поэтому на стадии при
влечения к уголовной ответственности следует любыми не запрещенными законом способами находить общий язык с гражданским истцом с целью снижения граж
данского иска.
Следует не упускать этот момент и в процессе отбывания наказания. Обратите
внимание, что в п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 речь
идет не о погашении гражданского иска, а всего лишь об уклонении от такого пога
шения. Разница на практике в том, что, если гражданский иск не погашен полностью,
условно-досрочно освободиться от отбывания уголовного наказания все равно мож
но. Нужно только грамотно действовать и верно расставить акценты все в той же
скрупулезно формируемой доказательственной базе по анализируемой категории
дел. Нужно показать суду, что осужденный не уклоняется от погашения граждан
ского иска. А не уклоняется – значит, периодически гасит задолженность. Пусть
малыми частями, не всегда регулярно – но гасит. Практический опыт судебных
разбирательств по делам об условно-досрочном освобождении показывает, что факт
уклонения осужденного от погашения гражданского иска судьей проверяется путем
изучения движения денег на его личном счету. Если по выписке из личного счета
следует, что осужденный тратит деньги только на ларек, то суд квалифицирует это
однозначно как уклонение от погашения гражданского иска.
Практические рекомендации такие:
- Ежемесячно некоторую сумму перечислять гражданскому истцу (взыскате
лю) со счета осужденного.
- Если не известны реквизиты для перечисления, то в письменном виде об
ращаться к администрации колонии с просьбой такие реквизиты сообщить,
а вторые экземпляры таких обращений с отметкой о получении представи
телем администрации пенитенциарного учреждения хранить осужденному
до судебного заседания, в котором предъявить суду.
- До подачи заявления об условно-досрочном освобождении попросить у ад
министрации колонии ознакомится со своим личным делом в части граж
данского иска. Нередко заключенные не владеют информацией о размере
задолженности по гражданскому иску, а иногда не знают вообще о его на
личии или могут забыть, что объяснимо при многолетних сроках лишения
свободы. Если администрация действует медленно или по иным причинам
не дает ответа на запрос осужденного, то можно обратиться в адрес суда,
вынесшего приговор, – там ведется надзорное производство по выданным
исполнительным листам.
- Если удержание из заработной платы происходит по исполнительному листу
(напомним, размер такого удержания до 70 %), то необходимо перечислять
со своего счета гражданскому истцу деньги еще дополнительно, то есть свы
ше 70%; желательно – еще 10–12 %, в зависимости от размера ежемесячного
дохода осужденного. Это будет расценено судом как исправление личности
осужденного и желание добровольно загладить причиненный преступлением
вред.
- Суммы перечислений в пользу гражданского истца ни в коем случае не долж
ны быть меньше сумм, потраченных осужденным на приобретение для себя
продуктов питания и бытовых принадлежностей.
- Если денег на счету осужденного нет и не предвидится ввиду отсутствия
трудоустройства на территории колонии, но есть социально полезные связи
на свободе, то желательно, чтобы родственники хотя бы небольшие суммы денег периодически перечисляли на счет осужденного, что бы он мог с этих
денег гасить гражданский иск. Делать это необходимо именно через личный
счет осужденного, так как именно он будет приниматься во внимание при
принятии решения судьей по ходатайству об условно-досрочном освобож
дении.
- Оптимальной является ситуация, когда к моменту рассмотрения судом хода
тайства осужденного об условно-досрочном освобождении весь гражданский
иск будет погашен. Если это делают родственники, то необходимо все доку
ментально оформить и документы (их копии) переслать в пенитенциарное
учреждение. Такими документами могут быть: расписка взыскателя о том,
что долг ему погашен и претензий он не имеет; мировое соглашение между
сторонами исполнительного производства, утвержденное судом; постанов
ление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного
производства исполнением исполнительного документа.
- Если складывается ситуация, когда срок права на условно-досрочное осво
бождение уже наступил, а гражданский иск еще не погашен, но может быть
погашен ранее чем через шесть месяцев, целесообразно сначала дождаться
погашения задолженности, а потом подавать заявление в суд. Тактическое
обоснование здесь такое же, как и при неснятом дисциплинарном взыска
нии: если суд откажет в условно-досрочном освобождении заключенного
по причине уклонения от погашения задолженности по гражданскому иску,
придется ждать шесть месяцев до наступления права на подачу вторичного
ходатайства. Если же сначала погасить гражданский иск, то осужденный
получает больше шансов на удовлетворение его ходатайства с первого раза,
хотя и на несколько месяцев позже.
В п. 8 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленум ВС РФ разъясняет, что,
решая вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо
замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, суд не вправе
заменять неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением
в порядке ст. 73 УК РФ, сокращать неотбытый срок наказания, а может лишь услов
но-досрочно освободить осужденного от неотбытой части наказания либо заменить
ее более мягким видом наказания или отказать в этом.
В п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 говорится, что при
условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденного, которому
было назначено дополнительное наказание, либо замене неотбытого наказания более
мягким видом наказания судам надлежит обсуждать вопрос о возможности освобож
дения осужденного полностью или частично и от дополнительного наказания.
Если дополнительное наказание исполнено (взыскан штраф, лицо лишено
специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных
наград), вопрос об освобождении осужденного от этого дополнительного наказа
ния решаться не должен. При частичном исполнении дополнительного наказания
(взыскана часть штрафа) суд вправе решить вопрос о частичном или полном ос
вобождении лица от оставшейся части дополнительного наказания. В тех случаях,
когда дополнительное наказание (например, лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью) не исполнялось, суд впра
ве освободить осужденного от него полностью или частично. Решение суда по этому
вопросу необходимо изложить в резолютивной части постановления.
Если осужденный был условно-досрочно освобожден от основного наказания,
а в освобождении от дополнительного наказания отказано полностью либо частично,
то вопрос о повторном обращении об освобождении от дополнительного наказания
может быть рассмотрен при условии соблюдения сроков такого обращения, уста
новленных ч. 10 ст. 175 УИК РФ.
Для того чтобы увеличить шансы на удовлетворение обращения об условно
досрочном освобождении от наказания, в некоторых случаях целесообразно раз
бить требования, касающиеся основного и дополнительного наказания, во времени.
Конечно, хорошо, если суд условно освободит осужденного одновременно и от от
бывания лишения свободы, и от запрета на занятие профессиональной деятельнос
тью. Но на практике сформировалось негласное правило – чем больше требований,
тем меньше шансов на их удовлетворение. Поэтому осужденному целесообразно
сначала добиться освобождения от основного вида наказания, например лишения
свободы, а через полгода подать заявление об условно-досрочном освобождении
от дополнительного наказания.
В п. 10 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленум ВС РФ рекомендует
судам при применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбы
вания наказания рассматривать предоставленную законом возможность возложе
ния на осужденного исполнение обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.
При этом судья вправе в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ установить как одну
или несколько обязанностей, так и все обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК РФ,
а также возложить иные обязанности, способствующие его исправлению.
Согласно ч. 5 ст. 73 УК РФ суд может возложить на условно осужденного
исполнение определенных обязанностей:
- не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления
специализированного государственного органа, осуществляющего исправ
ление осужденного;
- не посещать определенные места;
– пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или вене
рического заболевания;
- осуществлять материальную поддержку семьи.
В п. 11 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленум ВС РФ разъясняет,
что при рассмотрении судом ходатайства об условно-досрочном освобождении от от
бывания наказания или представления о замене неотбытой части наказания более
мягким видом наказания в отношении иностранного гражданина, не имеющего по
стоянного места жительства на территории Российской Федерации, наряду с дру
гими сведениями, характеризующими осужденного, подлежат также оценке данные,
свидетельствующие о наличии либо отсутствии со стороны осужденного или инос
транного государства гарантий исполнения приговора в части гражданского иска,
достигнутого соглашения о передаче осужденного на условиях, предусмотренных
международным договором Российской Федерации для осуществления контроля
за поведением осужденного и возможности возложения на него дополнительных
обязанностей, подлежащих исполнению в период условно-досрочного освобождения
на территории иностранного государства.
В таких случаях необходимо до момента подачи заявления об условно-досро
чном освобождении затребовать соответствующие документы через иностранное
посольство или консульство.
Согласно ч. 3 ст. 175 УИК РФ в отношении положительно характеризующего
ся осужденного, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более
мягким видом наказания, учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят
в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом на
казания. В представлении о замене неотбытой части наказания более мягким видом
наказания должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении
к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совер
шенному деянию.
В п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 говорится,
что положения ч. 3 ст. 175 УИК РФ не препятствуют осужденному, его законному
представителю и по их поручению адвокату обращаться в суд с ходатайством о за
мене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и предполагают
обязанность суда рассмотреть такое ходатайство по существу в установленном за
коном порядке.
Согласно п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 в со
ответствии с ч. 3 ст. 396 УПК РФ вопросы об условно-досрочном освобождении
от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом
наказания разрешаются районным (городским) судом по месту отбывания наказа
ния осужденным, а также гарнизонным военным судом независимо от подсудности
уголовного дела.
При этом под местом отбывания наказания следует понимать место распо
ложения указанного в ст. 16 УИК РФ исправительного учреждения, в котором
фактически отбывает наказание осужденный, в том числе переведенный из испра
вительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы в следственный изолятор
на основании ст. 77.1 УИК РФ.
Если после поступления в суд ходатайства об условно-досрочном освобождении
или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом нака
зания (в том числе после отмены судебного решения с направлением дела на новое
судебное рассмотрение) осужденный переведен в другое исправительное учрежде
ние, дело рассматривается судом по месту фактического отбывания им наказания.
При этом ходатайство или представление, а также представленные материалы суд,
в который эти документы поступили, должен направить в суд по месту фактического
отбывания осужденным наказания.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля
2009 г. № 8 при решении вопроса о принятии к своему производству представ
ления учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене неотбытой
части наказания более мягким видом наказания судье надлежит проверить, отве
чает ли оно требованиям, предъявляемым к нему законом (ч. 3 ст. 175 УИК РФ),
и содержатся ли в представленных материалах данные, характеризующие пове
дение осужденного, его отношение к труду и обучению за все время отбывания наказания, имеются ли копии документов, на основании которых осужденный
отбывает наказание, а также сведения об отбытии установленной законом части
срока наказания.
Если в представленных материалах не содержится достаточных данных для рас
смотрения представления и в судебном заседании восполнить их невозможно, судья
в ходе подготовки к рассмотрению представления своим постановлением возвращает
эти материалы для соответствующего оформления.
Судья не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного, его законного
представителя, а также по их поручению адвоката об условно-досрочном освобож
дении от отбывания наказания в связи с отсутствием документов, которые обязаны
предоставить администрация исправительного учреждения или орган, исполняю
щий наказание. По смыслу ч. 2 ст. 175 УИК РФ в таких случаях следует направлять
копию ходатайства в учреждение или орган, исполняющие наказание, для последу
ющего направления администрацией в суд оформленных материалов.
В соответствии с ч. 2 ст. 175 УИК РФ администрация учреждения или ор
гана, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи хода
тайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного.
В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отно
шении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного
к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности
условно-досрочного освобождения.
По просьбе осужденного либо представителя исправительного учреждения
или органа, исполняющего наказание, судья может оказать им содействие в сборе
сведений, которые не могут быть получены или истребованы осужденным либо
администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Поэтому такую
просьбу осужденному следует включать в текст своего заявления, подаваемого в ад
рес районного (городского) суда.
В п. 15 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленум ВС РФ разъясняет,
что в тех случаях, когда ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбы
вания наказания подано адвокатом по соглашению с родственниками осужденного
или другими лицами, суд в судебном заседании обязан выяснить у осужденного,
поддерживает ли он данное ходатайство. В случае его отказа от ходатайства суд
своим постановлением прекращает производство.
Осужденному целесообразно не поддерживать ходатайство, подданное адво
катом по соглашению с его родственниками или другими лицами в случаях, когда
не соблюдены основные тактические рекомендации, изложенные в настоящей ста
тье. К сожалению, адвокаты, как и лица всех прочих профессий, что объективно,
могут отличаться низкой квалификацией. Поэтому осужденному следует самому
проверить, насколько качественно адвокатом проведена подготовка к судебному
заседанию по анализируемой категории дел.
В п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 говорится,
что судья, установив, что осужденный, которому судом было отказано в условно
досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части на
казания более мягким видом наказания, обратился с повторным ходатайством ранее
срока, установленного ч. 10 ст. 175 УИК РФ, выносит постановление об отказе
в принятии ходатайства и возвращает его осужденному. При этом указанный в зако
не шестимесячный срок должен исчисляться со дня вынесения судом постановления
об отказе в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене
неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Согласно п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 в случае
отзыва осужденным, законным представителем либо с их согласия адвокатом хода
тайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или отзыва
учреждением или органом, исполняющим наказание, представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, заявленного до назначения
судебного заседания, судья сопроводительным письмом возвращает им ходатайство
или представление. Если ходатайство или представление отзывается после назначе
ния судебного заседания, но до начала рассмотрения их по существу, судья выносит
постановление о прекращении производства по ходатайству или представлению.
Прекращение производства в связи с отзывом ходатайства об условно-досроч
ном освобождении либо представления о замене неотбытой части наказания бо
лее мягким видом наказания или отказом от такого ходатайства не препятствует
в последующем обратиться в суд с таким ходатайством или представлением, в том
числе ранее шести месяцев с момента вынесения постановления о прекращении
производства.
Поэтому, если осужденный или его адвокат, к примеру, рассчитывали на неко
торую доказательственную базу, но она не была подготовлена по каким-либо при
чинам, можно принять тактическое процессуальное решение об отзыве заявления
об условно-досрочном освобождении без рассмотрения материала по существу су
дом. Это даст шанс подготовить недостающие элементы доказательственной базы
и, не выжидая шестимесячного срока, подать заявление об условно-досрочном ос
вобождении вновь.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8
судье следует извещать осужденного, его законного представителя, адвоката, а также
представителя учреждения или органа, исполняющего наказание, прокурора о дате,
времени и месте рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении
от отбывания наказания или представления о замене неотбытой части наказания
более мягким видом наказания.
Должностное лицо учреждения или органа, исполняющего наказание, может
быть представителем в суде при наличии доверенности от начальника этого уч
реждения или органа, исполняющего наказание. Однако такое должностное лицо
не вправе обжаловать постановление судьи в кассационном или надзорном порядке,
так как в соответствии с законом (гл. 43, 45, 48 УПК РФ) право обжалования судеб
ного решения принадлежит осужденному, его законному представителю, адвокату
и прокурору.
При рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом
наказания судья по просьбе осужденного обязан обеспечить ему личное участие
в судебном заседании либо посредством видеоконференцсвязи для изложения своей
позиции и представления в ее подтверждение необходимых сведений.
В п. 19 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленума ВС РФ разъясняется,
что судам надлежит обеспечить рассмотрение ходатайств осужденного, его законного
представителя, а также по их поручению и адвоката об условно-досрочном освобож
дении от отбывания наказания и представлений учреждения или органа, исполняю
щего наказание, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания
в разумные сроки (например, применительно к указанным в ч. 3 ст. 227 УПК РФ
срокам рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, содержащихся под стражей).
При этом надлежит учитывать, что осужденные к лишению свободы на недлитель
ные сроки в случае промедления с рассмотрением ходатайства или представления
фактически лишаются возможности условно-досрочного освобождения либо замены
неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
В п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 говорится,
что в ходе судебного заседания подлежат исследованию обстоятельства, имеющие
значение для разрешения вопроса о применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замене ему неотбытой части наказания
более мягким видом наказания. При этом решение должно быть законным, обосно
ванным и мотивированным, содержать подробное обоснование выводов, к которым
суд пришел в результате рассмотрения ходатайства об условно-досрочном осво
бождении от отбывания наказания или представления о замене неотбытой части
наказания более мягким видом наказания.
Все прорехи в мотивации принятого судом решения должны стать базовыми
точками при кассационном обжаловании судебного акта, принятого не в пользу
осужденного.
Согласно п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 в случае
принятия решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
суду надлежит разъяснить осужденному положения ч. 7 ст. 79 УК РФ, а осужден
ному военнослужащему, кроме того, последствия нарушения им воинского правопо
рядка, о чем в резолютивную часть постановления и в протокол судебного заседания
следует внести соответствующие записи.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля
2009 г. № 8 в случае принятия судом решения об условно-досрочном освобож
дении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более
мягким видом наказания осужденный подлежит освобождению в порядке ч. 5
ст. 173 УИК РФ. Копию постановления суду надлежит незамедлительно напра
вить в учреждение или орган, исполняющие наказание, а также в суд, постано
вивший приговор.
Согласно ч. 5 ст. 173 УИК РФ досрочное освобождение от отбывания наказания
производится в день поступления соответствующих документов, а если документы
получены после окончания рабочего дня – утром следующего дня.
В п. 23 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленум ВС РФ разъясняет,
что под злостным уклонением от выполнения обязанностей, возложенных судом
на осужденного, предусмотренным п. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ, следует понимать пов
торное невыполнение таких обязанностей после вынесения органом, контролирую
щим поведение осужденного, письменного предупреждения о возможности отмены
условно-досрочного освобождения. Вместе с тем вопрос о том, является ли укло
нение от выполнения возложенных судом на осужденного обязанностей злостным,
должен решаться в каждом конкретном случае с учетом его продолжительности
и причин уклонения, а также других обстоятельств дела.
Письменное предупреждение, о котором идет речь в п. 23 постановления Пле
нума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8, должно быть вручено условно-досрочно ос
вобожденному лицу лично под расписку.
В п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 говорится,
что лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препят
ствующей отбыванию наказания (ч. 2 ст. 81 УК РФ), может быть освобождено су
дом от отбывания наказания. При этом основанием для освобождения от наказания
по болезни является наличие одного из заболеваний, входящих в утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 54
Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, если стационарное лечение не дало положительных результатов, что должно быть подтверждено ко
миссионным медицинским заключением.
При рассмотрении вопроса об освобождении от отбывания наказания в связи
с болезнью суду следует, в частности, учитывать поведение осужденного в период
отбывания наказания, его отношение к проводимому лечению, соблюдение им ме
дицинских рекомендаций, режимных требований учреждения, исполняющего на
казание, по состоянию здоровья, а также данные о личности осужденного, наличие
у него постоянного места жительства, родственников или близких ему лиц, которые
могут и согласны осуществлять уход за ним. Постановление суда должно быть мо
тивированным и содержать конкретные основания принятого решения.
Если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий
(например, членовредительства) с целью последующего освобождения, он не под
лежит освобождению от отбывания наказания по основаниям, предусмотренным
ст. 81 УК РФ.
Осужденные военнослужащие, отбывающие ограничение по военной службе
либо содержание в дисциплинарной воинской части, в установленном порядке осво
бождаются от дальнейшего отбывания наказания в связи с заболеванием, делающим
их негодными к военной службе. В этом случае неотбытая часть наказания может
быть заменена им более мягким видом наказания. При увольнении осужденных
военнослужащих с военной службы по иным предусмотренным законодательством
основаниям они могут быть в установленном законом порядке досрочно освобожде
ны судом от наказания с заменой неотбытой части наказания более мягким видом
наказания или без таковой.
При подготовке к судебному заседанию, если осужденный планирует освобож
дение от отбывания наказания в связи с болезнью, необходимо позаботиться о том,
что бы заболевание, предусмотренное Перечнем, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 54, было зафикси
ровано в медицинских документах, а не просто устно названо судье.
Согласно п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8, решая
в соответствии со ст. 82 УК РФ вопрос об отсрочке отбывания наказания осуж
денным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет,
которым назначено реальное лишение свободы, судам надлежит учитывать мнение
администрации учреждения, исполняющего наказание, об отсрочке отбывания нака
зания осужденной женщине, ее характеристику, сведения о согласии родственников
принять осужденную женщину с ребенком, предоставить им жилье и необходимые
условия для проживания либо сведения о наличии у нее жилья и необходимых ус
ловий для проживания с ребенком, справку о наличии ребенка либо медицинское
заключение о беременности, а также другие данные, содержащиеся в личном деле
осужденной. При этом надлежит учитывать условия жизни осужденной на свободе,
ее поведение в период отбывания наказания, совокупность других данных, характе
ризующих ее до и после совершения преступления.
В соответствии с п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 21 апреля 2009 г. № 8
и согласно ч. 2 ст. 82 УК РФ в случае, если осужденная, которой отсрочено отбыва
ние наказания, отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от его воспитания
после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за по
ведением осужденной, либо умышленно без медицинских на то показаний прерва
ла беременность, судья может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденную для отбывания наказания в место,
назначенное в соответствии с приговором суда.
Осужденную следует считать уклоняющейся от воспитания ребенка, если она
оставила его в родильном доме или передала в детский дом либо ведет антиобщест
венный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, без ува
жительной причины оставила ребенка родственникам или иным лицам, скрылась
либо совершает иные действия (бездействие), свидетельствующие об уклонении
от воспитания ребенка.
В п. 27 постановления от 21 апреля 2009 г. № 8 Пленум ВС РФ рекоменду
ет судам в целях усиления воспитательного воздействия на других осужденных рассмотрение ходатайств осужденных, их адвокатов и законных представителей
об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и представлений ад
министрации учреждений, органа, исполняющих наказание, о замене неотбытой
части наказания более мягким видом наказания производить с выездом в учрежде
ния, исполняющие наказание.
Выполнение изложенных в настоящей статье рекомендаций позволит оказать
квалифицированную помощь гражданам, осужденным к наказаниям, связанным
с лишением свободы, при подготовке и рассмотрении материалов судом об услов
но-досрочном освобождении от отбывания наказания и о замене неотбытой части
наказания более мягким видом наказания. |