Горбатов К. А.,
юрист АБ «Юрлов и партнеры»
В российском праве под добросовестным приобретением в самом общем виде понимается возникновение права собственности результате вручения имущества добросовестному приобретателю на основании возмездной приобретательной сделки, совершенной добросовестным приобретателем с лицом, которое не имело права отчуждать данное имущество (неуправомоченным отчуждателем).
В регулировании отношений, возникающих при добросовестном приобретении права собственности, особый интерес вызывает вопрос о том, является ли добросовестное приобретение права собственности первоначальным или производным способом приобретения права собственности. В этом отношении следует сказать, что приобретение права собственности бывает:
– первоначальным (создание новой вещи, переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей, приобретение права собственности на бесхозяйное имущество и т. д.), если данное право возникает у лица самостоятельно, независимо от чьего-либо права;
– производным (на основании сделки об отчуждении вещи, в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица и т. д.), если оно переходит к лицу по сделке от предшествующего обладателя права.
Различие в таких способах приобретения права собственности имеет крайне важное практическое значение, отражаясь при этом на свойстве приобретаемого права: при первоначальном способе у приобретателя возникает «новое» право собственности, а при производном к нему переходит чужое право в том виде, какое оно имелось у предшествующего обладателя права.
Одна из особенностей такого разграничения также состоит в том, что при производных способах приобретения права собственности на вещь необходимо учитывать возможность наличия на эту же вещь прав других лиц – несобственников (например, залогодержателя, арендатора, субъекта ограниченного вещного права).
Эти права обычно не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к новому владельцу, как бы обременяя это имущество (ст. 353, 617 ГК РФ). Однако на первоначального приобретателя вещи никакие ограничения подобного рода распространяться не могут(1).
Таким образом, различие первоначального и производного способа приобретения права собственности, по сути, сводится к отсутствию или наличию правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей от одного лица (первоначального собственника вещи) к другому (правопреемнику) при отчуждении имущества.
Судебная практика пошла по пути признания добросовестного приобретения права собственности в качестве первоначального приобретения права собственности.
Так, в одном из судебных решений указано: «Приобретение права собственности в порядке ст. 302 или 234 Гражданского кодекса РФ относится к первоначальным способам, при которых право предыдущего собственника прекращается без его перехода к новому собственнику, право которого возникает вновь, независимо от прав предыдущего владельца»(2).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (3) (далее – Постановление № 10/22) институту добросовестного приобретения права собственности уделено достаточно много внимания.
Так, в п. 13 Постановления № 10/22 предусмотрено приобретение права собственности лица – последующего приобретателя – даже в случае, когда первый договор отчуждения вещи имущества был признан недействительной сделкой. Ранее Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21.04.2003 № 6-П (4) пояснил, что в случае приобретения имущества у неуправомоченного отчуждателя возможен лишь виндикационный иск не участвовавшего в сделке собственника, удовлетворение которого зависит от наличия условий, предусмотренных ст. 302 ГК РФ (5).
С учетом вышеназванного Постановления Конституционного Суда РФ права лица, считающего себя собственником имущества, отчужденного неуправомоченным лицом, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного пп. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ, т. е. путем признания сделок недействительными;такая защита возможна лишь путем предъявления виндикационного иска (ст. 301 ГК РФ).
При этом ключевым является толкование абз. 2. п. 2 ст. 213 ГК РФ, установленное в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ № 10/22: по смыслу данной статьи право собственности возникает у добросовестного приобретателя не только в том случае, когда вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении виндикационного иска, но и тогда, когда прежний собственник в суд не обращался и основания для удовлетворения такого иска отсутствуют.
Таким образом, суды еще раз подчеркнули, что право собственности добросовестного приобретателя возникает не в момент, когда вступило в законную силу решение об отказе первоначальному собственнику в виндикационном иске, а с момента государственной регистрации права собственности добросовестного приобретателя в ЕГРП (при этом истечения срока приобретательной давности по ст. 234 ГК РФ в этом случае не требуется, право возникает сразу).
(1) Определение ВАС РФ от 29.01.2007 № 16611/06.
(2) Постановление 15 ВАС РФ от 20.10.2010 № 15 АП-11068/2010.
(3) Российская газета. – 2010. – № 109.
(4) СЗ РФ. – 2003. – № 17. – Ст. 1657.
(5) СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
При этом, для того чтобы такой последующий приобретатель приобрел право собственности на переданный ему объект от лица, которое не имело право отчуждать объект, необходимо соблюдение ряда условий, образовывающих юридический состав добросовестного приобретения:
– владение имуществом добросовестным приобретателем;
– имущество не должно выбыть из владения собственника по первоначальной сделке против его воли (украдено, потеряно собственником и т. д.);
– приобретатель имущества должен быть добросовестным (не знал и не должен был знать о том, что продавцом является неуправомоченное лицо);
– наличие факта заключения сделки между неуправомоченным отчуждателем и добросовестным приобретателем;
– сделка с приобретателем должна быть действительна по всем основаниям, за исключением того, что продавец вещи не имел права ее отчуждать;
– сделка с добросовестным приобретателем должна быть возмездной. При этом к моменту оспаривания права добросовестного приобретателя (предъявления виндикационного иска) стоимость вещи должна быть оплачена либо получено иное взаимное предоставление;
– наличие записи в ЕГРП о праве собственности добросовестного приобретателя.
Элементы юридического состава добросовестного приобретения права собственности:
1. Владение добросовестного приобретателя. Одним из основных элементов юридического состава добросовестного приобретения является получение добросовестным приобретателем вещи в фактическое владение. Данный вывод подтверждается в том числе судебной практикой (1). При этом можно не согласиться с Д. А. Беловой, полагающей, что определяющее значение имеет основание передачи имущества добросовестному приобретателю. По ее мнению, вручение имущества добросовестному приобретателю должно осуществляться во исполнение приобретательной сделки, совершенной им с лицом, которое не имело права отчуждать данное имущество (неуправомоченным отчуждателем) (2). Однако в законе мы не находим указания о том, что для квалификации состава добросовестного приобретения необходимо, чтобы добросовестный приобретатель получил владение вещью именно по сделкеоб отчуждении имущества с неуправомоченным отчуждателем. И хотя данный вопрос еще не получил своего окончательного разрешения на практике (3), с нашей точки зрения, имущество, которое подлежит отчуждению, могло быть получено добросовестным приобретателем и ранее (например, по договору аренды), при этом при заключении договора об отчуждении такого имущества непосредственная передача уже не требуется, так как имущество и так уже находится у приобретателя (правило «короткой руки»). Таким образом, для квалификации состава необходимо, чтобы вещь была у добросовестного приобретателя во владении, при этом неважно, по какому основанию она к нему перешла, ведь в результате заключения договора об отчуждении такого имущества основание владения приобретателя все равно изменилось.
(1) См. п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 126 // Вестник ВАС РФ. – 2009. – № 1.
(2) Белова Д. А. Особенности правового статуса добросовестного приобретателя // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2010. – № 9. – С. 15–19.
(3) См.: Заседание гражданско-правовой секции Научно-консультативного совета при Высшем арбитражном суде Российской Федерации от 14.02.2011 (обсуждение вопроса о моменте прекращения обязательств по внесению арендной платы за пользование недвижимым имуществом, в отношении которого между арендатором и арендодателем заключен договор купли-продажи) // http://arbitr.ru/nks/meetings/32844.html
2. Возмездность приобретения вещи (causa onerosa). Имущество должно быть приобретено добросовестным приобретателем возмездно, а именно: оно должно быть оплачено (либо отчуждателем должно быть получено иное встречное предоставление) к моменту, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неправомерности отчуждения. Кроме того, встречное предоставление должно быть получено неуправомоченным отчуждателем полностью, а не частично; предполагаемая возмездность самого основания приобретения права собственности (например, договора купли-продажи) также не может считаться достаточным для приобретения права собственности добросовестным приобретателем (в противном случае это дает почву для совершения мнимых сделок, к примеру купли-продажи, чтобы прикрыть фактическое дарение).
Данная позиция выражена и в судебной практике. Так, в п. 37 Постановления № 10/22 установлено, что для целей применения пп. 1 и 2 ст. 302 ГК РФ приобретатель не считается получившим имущество возмездно, если отчуждатель не получил в полном объеме плату или иное встречное предоставление за передачу спорного имущества к тому моменту, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неправомерности отчуждения. В то же время возмездность приобретения сама
по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.
В одном из постановлений кассационной инстанции указано: «ООО «Терминал Групп» в качестве доказательств оплаты имущества по договору от 23.04.2008 ссылалось на передачу продавцу по акту от 23.04.2008 двух простых векселей на общую сумму 13 040 000 руб. с датой выпуска векселя 21.03.2008, а также по акту от 11.01.2009 простого векселя с номинальной ценой 8 600 000 руб. с датой выпуска векселя 21.03.2008. Стоимость указанных векселей не покрывает цену земельного участка по договору купли-продажи от 23.04.2008. Кроме того, указанные векселя не были предъявлены к платежу в установленные сроки. При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал вывод о том, что ООО «Терминал Групп» не является лицом, возмездно получившим спорное имущество, поскольку оплатапо договору купли-продажи произведена не в полном объеме, в связи с чем собственник вправе истребовать земельный участок, выбывший из его владения в результате недействительного договора купли-продажи, не соответствующего требованиям ст. 36 ЗК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемый судебный акт надлежит оставить без изменения»(1).
Стоит сказать, что такой элемент добросовестного приобретения, как возмездность, не переходит в случае совершения сделки добросовестного приобретателя и последующего покупателя, так как добросовестный приобретатель получает новое полноценное право собственности, «не обремененное» ничем.
3. Добросовестность приобретателя. Обязательным элементом приобретения права собственности является добросовестность приобретателя, заключающаяся в том, что на момент совершения сделки приобретатель не знал и не должен был знать, что отчуждатель по сделке неуправомочен на отчуждение имущества. Таким образом, необходимым условием является легитимация отчуждателя в глазах добросовестного приобретателя. Такая легитимация может состоять во владении
(1) Постановление Северо-Западного округа от 28.10.2010 по делу № А56–30070/2008.
(для движимых вещей) или в наличии записи о правах отчуждателя в ЕГРП (для объектов недвижимости (1).
4. Основание выбытия вещи из-под власти первоначального собственника. Данный элемент соотносится с немецкой поговоркой «Hand muss hand wahren» и означает, что собственник вправе истребовать вещь от добросовестного приобретателя, если вещь выбыла из владения собственника против его воли (потеряна, украдена и т. д.). При этом, если вещь была передана собственником неуправомоченному отчуждателю по своей воле (например: по договору хранения, аренды, недействительному договору купли-продажи в случаях, не связанных с пороками воли), собственник уже не вправе истребовать вещь обратно от добросовестного приобретателя. При этом данное положение действует не только как возражение против виндикации имущества, но и как один из элементов юридического состава добросовестного приобретения права собственности на вещь. Стоит учитывать, что недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли (п. 39 Постановления № 10/22).
5. Наличие сделки между неуправомоченным отчуждателем и добросовестным приобретателем, направленной на перенос права собственности на имущество. Необходимость включения в состав добросовестного приобретения права собственности данного элемента поддерживают не все современные авторы.
Так, Д. А. Белова считает, что «включение в фактический состав, влекущий возникновение права собственности у добросовестного приобретателя, сделки, совершенной добросовестным приобретателем и неуправомоченным отчуждателем, представляется достаточно спорным» по тем основаниям, что согласно ст. 168 ГК РФ данная сделка является ничтожной, а недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. Далее Д. А. Белова делает вывод о том, что включение недействительной сделки в состав, влекущий возникновение права собственности у добросовестного приобретателя, представляется бессмысленным (2).
С этим мнением нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет никаких юридических последствий, за исключением последствий, связанных с ее недействительностью (что в свою очередь не означает юридический нуль, как это полагает Д. А. Белова). Действительно, сделка об отчуждении имущества неуправомоченным отчуждателем недействительна по основаниям ст. 168 ГК РФ, но также очевидным является тот факт, что если бы данной сделки между неуправомоченным отчуждателем и добросовестным приобретателем вовсе не существовало, то и говорить о добросовестном приобретении права собственности на отчуждаемое имущество не имело бы никакого смысла.
Изложенное подтверждается позицией высших судебных инстанций: ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем (п. 38 Постановления № 10/22).
(1) В то же время в соответствии с п. 38 Постановления № 10/22 запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.
(2) Белова Д. А. Указ. соч.
6. Внесение записи о правах покупателя (добросовестного приобретателя) в ЕГРП. Согласно п. 13 Постановления 10/22, абз. 2 п. 2 ст. 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных ст. 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
В подавляющем большинстве случаев добросовестное приобретение возникает в результате договоров купли-продажи, в которых на стороне продавца выступает неуправомоченный отчуждатель. В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ 1 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Таким образом, при возникновении права собственности на стороне добросовестного приобретателя в ЕГРП будет внесена запись о регистрации права собственника в результате перехода прав, что в свою очередь будет не соответствовать действительности, так как никакого перехода прав от отчуждателя (неуправомоченного) к приобретателю (добросовестному) не происходило – право приобретателя
возникло в силу закона.
(1) СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3594.
|