Левин Д.В.,
юрист
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.
5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Комментарий
1. Впервые понятие «медиация» появилось в конце 60-х гг. прошлого века в США. Сегодня во всех цивилизованных странах мира медиация существует как отдельный процессуальный институт в правовой системе государства(1). В США, например, с помощью процедур внесудебного урегулирования споров (ADR) разрешается до 80% конфликтов, причем из всех мировых решений 30% дает арбитраж (по-нашему – третейское разбирательство), а 70% – медиация(2).
Следует отметить, что Россия – не первое государство постсоветского пространства, введшее процедуру медиации. В Республике Беларусь модель судебной медиации внедрена еще в 2008 г., и наши белорусские коллеги, по свидетельству И.А. Вельской, «уже успели добиться серьезных успехов»(3).
В ч. 1 комментируемой статьи в качестве одной из целей принятия Федерального закона № 193-ФЗ называется гармонизация социальных отношений. Судя по всему, такая гармонизация должна быть достигнута и в последующем удержана на достигнутом уровне посредством разгрузки арбитражных судов и судов общей юрисдикции и соответственно стабилизацией правоотношений, получивших более скорое и взаимовыгодное для сторон разрешение возникших конфликтов.
В.М. Корякин видит преимущества института медиации в следующем:
а) медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;
б) при ее проведении организация, регламент и содержание процесса определяются по взаимной договоренности сторон;
в) медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение того, кто прав, а кто виноват) или на выигрыш дела одной из сторон, сколько на взаимный конструктивный поиск решений при содействии медиатора;
г) в плане временны´х затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спорящих сторон;
д) сфера частных интересов участников процедуры полностью защищена, поскольку процесс медиации – это конфиденциальный процесс;
е) при разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным(4).
2. Часть 2 комментируемой статьи ограничивает сферу действия института медиации спорами, возникающими из гражданских правоотношений. Следовательно, медиация не может применяться по уголовным, административным делам и делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ.
(1) Хорошавкина А.В. Медиация: проигравших нет! [Интервью с Ц.А. Шамликашвили] // Главная книга. – 2011. – № 3. – С. 16.
(2) Паринский А.И., Яковлева К.А. Что такое медиация и кто такие медиаторы? // Арбитражный управляющий. – 2010. – № 5. – С. 18.
(3) См.: Вельская И.А. О развитии медиации (посредничества) в Беларуси // Третейский суд. – 2009. – № 3.
(4) Корякин В.М. Медиация как способ урегулирования споров и возможность ее применения к воинским правоотношениям // Право в Вооруженных силах. – 2010. – № 10. – С. 2–3.
Положения ч. 2 комментируемой статьи содержат незакрытый перечень правоотношений, конфликты в которых могут быть разрешены медиативными процедурами, так как следующая, третья часть этой же статьи расширяет предмет регулирования Федерального закона № 193.
3. Положения ч. 3 комментируемой статьи следует понимать так, что медиация применима не только в сфере гражданских правоотношений. Могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в гл. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(1) (далее – АПК РФ) с использованием примирительных процедур:
- экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 190 АПК РФ);
- споры по делам о несостоятельности (банкротстве) (ст. 225 АПК РФ);
- корпоративные споры (ст. 225.5 АПК РФ).
4. Применительно к правоотношениям, по которым Федеральным законом не предусмотрен претензионный порядок досудебного урегулирования спора, достоверно определить начало возникновения спора, не переданного на судебное рассмотрение, на практике не представляется возможным. Поэтому спор можно считать возникшим в любом случае, если стороны выходят на процедуру медиации. Иное положение должно сложиться по спорам, для передачи которых в суд Федеральный закон предписывает направление контрагенту претензии. В этом случае спор должен считаться начатым с момента отправления письменной претензии.
5. Медитация не может быть применена:
- при коллективных трудовых спорах;
- по судебным делам, перечисленным в ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации(2) (далее – ГПК РФ);
- по делам, по которым предполагается участие третьих лиц. Однако в том случае, если все третьи лица, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются возникшим спором, соглашаются на участие в процедуре медиации, то она может быть проведена. При этом медиация является многосторонней, а медиатор должен учитывать интересы всех участников этой процедуры.
6. Часть 6 комментируемой статьи имеет своей целью отграничение фигуры медиатора от фигуры судьи и третейского судьи. Последние даже в случае примирения сторон, участвующих в процессе, не являются медиаторами, а их деятельность – медиацией.
В целом существенные отличия медиации от судебного рассмотрения спора сведены в табл. 1
(1) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) стороны – желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в ст. 1 настоящего Федерального закона;
2) процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;
3) медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;
4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, – юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;
5) соглашение о применении процедуры медиации – соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
6) соглашение о проведении процедуры медиации – соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;
7) медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Комментарий
1. Понятие «стороны» необходимо отграничивать от понятия «представители сторон». Применительно к институту медиации ничто не умаляет положений гражданско-правового института представительства. Участники спорного правоотношения вправе участвовать в процедуре медиации как лично, так и через своих представителей.
2. В юридической литературе представлено большое количество определений термина «медиация»(1). Медиация (от лат. mediare – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица – медиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию(2).
3. По мнению И.Ю. Захарьящевой, применительно к отечественной правовой традиции более приемлемым является использование термина «посредник»(3).
4. Вид деятельности такой организации должен быть отражен в учредительных документах и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц.
5. Медиативная оговорка может быть оформлена в виде отдельного документа, но более удобно ее включение в текст заключаемого между сторонами договора.
6. Моментом заключения соглашения о проведении процедуры медиации следует считать дату его подписания последней из подписывающих сторон.
7. Медиативное соглашение – это итоговый документ процедуры медиации.
Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Комментарий
Комментируемая статья закрепляет систему принципов, в соответствии с которой должен использоваться институт медиации.
Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом
1. В случае если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.
2. Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.
Комментарий
1. Часть 1 комментируемой статьи фактически излишня. Если сторона считает, что ее права нарушены, то никто не может ограничить ее в доступе к правосудию, в том числе и медиативная оговорка.
(1) Зайцев А.И., Кузнецов Н.В., Савельева Т.А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. – Саратов, 2000. – С. 34; Носырева Е.И. Нотариат и альтернативные процедуры урегулирования споров // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (15–16 февраля 2007 г., Москва). – М., 2007. – С. 63; Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб., 1994. – С. 36.
(2) Соловьев А. Третий лишний? Уместность процедуры медиации в конфликтах гражданских служащих //Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2010. – № 12. – С. 14.
(3) Зайцев А.И., Захарьящева И.Ю., Балашова И.Н. и др. Альтернативное разрешение споров: учеб.-метод. комплекс / под ред. А.И. Зайцева. – М., 2007. – С. 313.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №102 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (в ред. от 7 февраля 2011 г.)(1) (далее – ФЗ «О третейских судах в РФ») применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.
Если стороны намерены воспользоваться правом на применение процедуры медиации по делу, принятому к рассмотрению третейским судом, то согласно ч. 2 ст. 6.1 ФЗ «О третейских судах в РФ» перед судом должно быть заявлено соответствующее ходатайство с приложением письменного соглашения о проведении процедуры медиации.
По этому ходатайству третейский суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации с указанием согласованного сторонами срока применения этой примирительной процедуры и отложением на этот срок третейского разбирательства (ч. 3 и 4 ст. 6.1 ФЗ «О третейских судах в РФ»).
Применение процедуры медиации возможно до удаления судьи в совещательную комнату для вынесения решения по существу спора.
Статья 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации
1. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
2. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.
3. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:
1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;
2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;
3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;
4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.
4. Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
Комментарий
1. Комментируемая статья добавила к существующему спектру тайн новый ее вид – тайну медиативной процедуры.
(1) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3019.
2. Медиатор не должен:
- без согласия одной стороны разглашать полученную от нее информацию, касающуюся существа спора, перед другой стороной;
- без согласия обеих сторон разглашать информацию перед третьими лицами любым способом, включая публикацию в СМИ;
- без согласия обеих сторон обнародовать либо каким-либо иным способом доводить до сведения лиц, не участвующих в процедуре медиации, сам факт проведения такой процедуры.
3. Запреты, перечисленные в ч. 3 комментируемой статьи, призваны защитить стороны медиативной процедуры от недобросовестных действий других ее участников.
4. В ч. 4 комментируемой статьи имеется в виду, по-видимому, только легальное истребование информации от медиаторов и соответствующих организаций. Запрет на конфиденциальное сотрудничество медиатора или сотрудника организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, комментируемым законом не предусмотрен. Это вызывает некоторое удивление, особенно на фоне защиты адвокатской тайны, во многом схожей по своей природе с тайной медиативной процедуры. Напомним, что согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 28 декабря 2010 г.)(1) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту адвокатов.
Статья 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации
В случае если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.
Комментарий
Согласие стороны, предоставившей информацию, относящуюся к процедуре медиации, на ее раскрытие медиатором перед другой стороной должно быть оформлено письменно.
Статья 7. Условия применения процедуры медиации
1. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.
2. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.
3. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.
(1) Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
4. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
5. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.
6. Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона.
7. Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Комментарий
1. Медиативная оговорка не будет являться действительной в случае, если она включена в договор, хотя и заключенный в письменной форме, но с несоблюдением требований закона о его последующей обязательной регистрации, так как согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
2. Согласно п. 9 ч. 2 ст. 153 АПК РФ судья, а при коллегиальном рассмотрении дела председательствующий в судебном заседании выясняет, не хотят ли стороны применить процедуру медиации, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания.
3. Часть 3 комментируемой статьи не признает наличие взаимной договоренности сторон о проведении медиативной процедуры препятствием для обращения в суд. Это полностью соответствует ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации(1), согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
4. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока начинается со следующего дня после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока, независимо от того, является ли следующий день выходным, праздничным или иным нерабочим днем(2).
5. Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В соответствии с ч. 2 ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации(3) (далее – ТК РФ) общим выходным днем является воскресенье. Согласно ч. 1 и 2 ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января – новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Так, например, если течение срока считается со 2 декабря 2011 г., то окончание срока будет приходиться на 9 января 2012 г., так как в 2012 г. все дни с 1 по 8 января включительно являются выходными.
(1) Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
(2) См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2005 г. № Ф04-5661/2005(14234-А81-27).
(3) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
6. Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать те же сведения, которые предлагается включить в само соглашение о проведении процедуры медиации.
7. Просьба, упомянутая в ч. 7 комментируемой статьи, должна быть оформлена в виде письменного заявления на имя медиатора или руководителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Статья 8. Соглашение о проведении процедуры медиации
1. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.
2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:
1) о предмете спора;
2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
3) о порядке проведения процедуры медиации;
4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
5) о сроках проведения процедуры медиации.
Комментарий
1. В ч. 1 имеется в виду простая письменная форма. Кроме того, такое соглашение может по желанию сторон быть заверено нотариально.
2. В том случае, если в содержании текста соглашения о медиации не будет включен хотя бы один из перечисленных элементов, заключенное соглашение о медиации подпадает под признаки ничтожной сделки (ст. 168 ГК РФ) и не влечет юридических последствий (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
Статья 9. Выбор и назначение медиатора
1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.
2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.
3. Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.
Комментарий
1. Данные о личности медиатора является обязательным условием соглашения о проведении процедуры медиации.
2. Рекомендация кандидатуры медиатора является основным вариантом предложения личности посредника сторонам спора со стороны организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. При наличии соответствующего обращения сторон спора медиатор может быть назначен.
3. Обстоятельствами, упомянутыми в п. 3 комментируемой статьи, могут быть, в частности:
- родство с лицами, заинтересованными в исходе спора;
- личный интерес к предмету спора;
- тенденциозность медиатора.
Статья 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации
1. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, – на платной основе.
2. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.
Комментарий
1. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, не вправе оказывать свои услуги на безвозмездной основе.
2. Оговорка о распределении долей участия в оплате услуг по медиации с отступлением от принципа равенства должна быть включена в текст соглашения о проведении процедуры медиации.
Статья 11. Порядок проведения процедуры медиации
1. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.
2. Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
3. В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны:
1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;
2) порядок выбора или назначения медиаторов;
3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.
4. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.
5. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.
6. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.
7. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
Комментарий
1. Стороны вправе разработать и утвердить в договорном порядке любой приемлемый для них порядок проведения процедуры медиации, который, однако, не должен противоречить требованиям закона и подзаконных нормативных правовых актов.
2. Правила проведения процедуры медиации по своей природе являются локальным нормативным правовым актом, принимаемым на уровне организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
3. Правила проведения процедуры медиации, не содержащие одно из положений, предусмотренных ч. 3 ст. 11 комментируемого закона, должны признаваться недействительными. Если процедура медиации проведена в соответствии с такими правилами, признанными впоследствии недействительными, само медиативное соглашение должно быть признано недействительным. Если медиативное соглашение было заключено вне судебной процедуры, то, поскольку оно представляет собой гражданско-правовую сделку, оно является ничтожным в силу несоответствия закона по основанию ст. 168 ГК РФ. Если медиативное соглашение утверждено мировым соглашением суда общей юрисдикции или арбитражного суда, то такое соглашение подлежит отмене во второй или последующих инстанциях, поскольку ч. 2 ст. 39 ГПК РФ и ч. 5 ст. 49 АПК РФ гласят, что суд (в том числе арбитражный) не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону.
4. Часть 4 комментируемой статьи позволяет сторонам делегировать принятие процедурных решений непосредственно медиатору. Это вполне разумный подход со стороны законодателя, так как в случае, когда медиатор выполняет свои обязанности на профессиональной основе, опыт проведения предыдущих медиаций позволит ему разработать правила их проведения, предусматривающие различные встречающиеся на практике типовые или сложные ситуации.
5. Под предложениями об урегулировании спора в данном случае необходимо понимать конкретные условия, на которых сторонам предлагается заключить медиативное соглашение, как то: цена сделки, сроки, стороны (при переводе долга и т. п.), величина штрафов, пеней и пр.
6. Часть 6 комментируемой статьи наделяет медиатора важным в организационном плане правом – на связь со сторонами медиативной процедуры. Это предполагает, что медиатор может встречаться и вести переговоры с каждой из сторон, не испрашивая на это разрешения другой стороны.
7. При этом отказ одной из сторон от причитающегося (частично либо полностью) по спорному правоотношению не следует трактовать как умаление прав, поскольку в этом случае имеет место диспозитивное распоряжение своим правом.
Статья 12. Медиативное соглашение
1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
2. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
3. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.
4. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Комментарий
1. Медиативное соглашение, не содержащее ни одного из элементов, предусмотренных ч. 1 ст. 12 комментируемого закона, не может быть заключено либо утверждено судом. Если же оно было заключено, то будет считаться ничтожной сделкой, так как противоречит закону (ст. 168 ГК РФ). Поданный в защиту такого соглашения иск не подлежит удовлетворению, хотя бы и был принят судом к рассмотрению. Если медиативное соглашение с пороком содержания утверждено судом общей юрисдикции или арбитражным судом в рамках мирового соглашения, то оно подлежит отмене в апелляционной, кассационной либо надзорной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ и ч. 5 ст. 49 АПК РФ.
2. Медиативное соглашение не имеет силы исполнительного документа, поэтому может быть исполнено только добровольно. Если такое соглашение не исполняется, то сторона, чьи права, свободы либо законные интересы тем самым нарушаются, вправе инициировать иск в общем порядке. Исключение составляют медиативные соглашения, включенные в текст мирового соглашения, – они являются основанием для выдачи судом, утвердившим мировое соглашение, исполнительного документа.
3. Согласно ч. 2 ст. 138 АПК РФ стороны могут урегулировать спор, применяя примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.
Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения (ч. 5 ст. 6.1 ФЗ «О третейских судах в РФ»).
Судебное медиативное соглашение является частью мирового соглашения, то есть по своей природе является судебным решением. Поэтому в случае, если медиативное соглашение, утвержденное судом в форме мирового соглашения, одной из сторон спора в добровольном порядке не исполняется, другая сторона имеет возможность в общем порядке получить от суда, утвердившего соглашение сторон, исполнительный документ и обратить его к принудительному исполнению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 7 февраля 2011 г.)(1).
4. Внесудебное медиативное соглашение не имеет силы обязательного исполнения для его сторон. По сути, это ординарная гражданско-правовая сделка, которая могла быть заключена и до вступления в силу комментируемого Федерального закона на основании соответствующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)(2). Отличие только в участии посредника. Во внесудебной медиации медиатор фактически выполняет вовсе не юридическую (а точнее – процессуальную, юридико-процедурную) функцию, так как его фигура никак не влияет на правовые последствия заключенного медиативного соглашения, тем более что комментируемый закон прямо запрещает медиатору оказывать юридическую помощь сторонам, участвующим в процедуре медиации (см. п. 2 ч. 6 ст. 15 комментируемого закона). Медиатор здесь, скорее, организатор и психолог, снимающий в первую очередь межличностный психологический конфликт межу сторонами конфликта (представителями таких сторон). Снятие же межличностного конфликта является условием примирения сторон, то есть снятием конфликта юридического. Если внесудебное медиативное соглашение на добровольных началах какой-либо из сторон не исполняется, то права другой стороны могут быть защищены в судебном порядке. При этом защите будет подлежать правоотношение не в первоначальном виде, но в том виде, который оно приобрело по итогам процедуры медиации и условиям медиативного соглашения.
Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации
1. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.
2. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.
3. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.
Комментарий
1. Срок проведения медиации является пресекательным, поэтому на 61-й день, считая с момента начала процедуры медиации, никакие действия в рамках этой процедуры не могут быть осуществлены.
(1) Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
(2) Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Увеличение срока должно быть оформлено посредством составления письменного документа.
3. Суд, в том числе арбитражный, вправе утвердить мировое соглашение сторон, предметом которого является медиативное соглашение только в рамках 60-дневного срока. Утверждение мирового соглашения за сроками, установленными ч. 3 комментируемой статьи, влечет отмену судебного решения при обжаловании.
Статья 14. Прекращение процедуры медиации
Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
1) заключение сторонами медиативного соглашения – со дня подписания такого соглашения;
2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям – со дня подписания такого соглашения;
3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, – в день направления данного заявления;
4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации – со дня получения медиатором данного заявления;
5) истечение срока проведения процедуры медиации – со дня его истечения с уче том положений ст. 13 настоящего Федерального закона.
Комментарий
Комментируемая статья содержит закрытый перечень оснований прекращения процедуры медиации. Прекращение такой процедуры по иным основаниям не может быть допущено.
Статья 15. Требования к медиаторам
1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным ст. 16 настоящего Федерального закона.
3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществ лять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
6. Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Комментарий
1. Осуществление деятельности медиатора на непрофессиональной основе не предполагает прохождения какой-либо процедуры регистрации субъекта такой деятельности. Поэтому медиатору, привлекаемому для примирения сторон на непрофессиональной основе, нет необходимости регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица либо быть сотрудником учреждения, одним из видов деятельности которого является деятельность в сфере медиации.
2. Медиаторами, привлекаемыми на непрофессиональной основе, могут быть также лица, судимость которых снята либо погашена в установленном законом порядке.
3. Поскольку деятельность медиатора не является предпринимательской, юридические лица, создаваемые для организации такой деятельности, могут быть зарегистрированы в форме некоммерческих организаций. Оптимальная организационноправовая форма таких юридических лиц – автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 29 декабря 2010 г.)1).
4. Это разрешение не является абсолютным, так как законодательство содержит запреты на занятие иной деятельностью для некоторых участников правоотношений.
Так, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2008 г.)(2) адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Следовательно, медиатором на профессиональной основе адвокат быть не может.
5. Часть 5 комментируемой статьи накладывает запрет на выступление в качестве медиаторов любых представителей публичной службы.
6. Часть 6 комментируемой статьи содержит запреты и ограничения, связанные с исполнением обязанностей медиатора. Целесообразность законодательного закрепления некоторых из них вызывает серьезные сомнения. Так, на практике профессиональному медиатору будет весьма трудно примирить стороны, совершенно отказывая им в консультировании (а консультированием является любое разъяснение положений законодательства, а равно и прочих областей познания),
в оказании юридической помощи.
7. Часть 7 комментируемой статьи оставляет открытыми перечни требований к личности медиатора, закрепленные положениями ч. 2 этой же статьи и ч. 1 ст. 16 комментируемого закона.
(1) Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 145.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе
1. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов.
3. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.
Комментарий
1. Согласно постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. № 969 «О программе подготовки медиаторов»(1) программа подготовки медиаторов утверждается Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции России. 14 февраля 2011 г. Минобрнауки России был издан приказ № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»(2), который зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2011 г. № 19973. Как известно, нормативные правовые акты такого уровня вступают в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования. Названный приказ опубликован в Российской газете 23 марта 2011 г., следовательно, не может применяться ранее 2 апреля 2011 г.
Если лицо, занимающееся медиацией, не прошло профессиональное обучение и не имеет подтверждающих такое обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов, то оно не вправе рекламировать свою деятельность. Такой запрет содержится в ч. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 28 сентября 2010 г.)(3).
Согласно ч. 2 этой же статьи реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации должна содержать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения.
2. По мнению президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили, медиаторы могут объединяться в СРО, но не обязаны это делать(4).
Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации
Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.
(1) Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 50. – Ст. 6706.
(2) Российская газета. – 2011. – 23 марта.
(3) Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.
(4) Хорошавкина А.В. Указ. соч. – С. 19.
Комментарий
Комментируемая статья содержит стандартную для отечественной законотворческой техники оговорку об ответственности, ничего не добавляющую к статусу сторон правоотношений в сфере медиации.
Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов
1. В целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов.
2. Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.
3. Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и утрачивает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
4. Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии ее соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Указанные лица и организации должны соответствовать установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;
2) наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;
3) соответствие саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).
5. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации медиаторов в указанной организации должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации медиаторов требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов, а также рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации медиаторов мер дисциплинарного воздействия.
6. Саморегулируемая организация медиаторов наряду с правами, определенными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», имеет право устанавливать в отношении ее членов требования, дополнительные к предусмотренным указанным Федеральным законом требованиям и обеспечивающие ответственность ее членов при осуществлении деятельности медиаторов.
7. Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов.
8. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.
9. Саморегулируемая организация медиаторов при приеме в свои члены медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, вправе предъявлять к ним дополнительные требования, связанные с осуществлением деятельности медиатора и не противоречащие настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.
10. Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации медиаторов могут совмещать исполнение функций членов этих органов с деятельностью медиаторов.
Комментарий
1. Саморегулируемые организации медиаторов должны создаваться в порядке, определяемом Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 27 июля 2010 г.)(1).
2. Правовой статус некоммерческого партнерства регламентируется ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а правовой статус ассоциаций и союзов – ст. 11 и 12 того же закона.
3. Порядок государственной регистрации при создании и ликвидации юридического лица закреплен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 23 декабря 2010 г.)(2).
4. Приведенный в ч. 4 комментируемой статьи перечень требований является закрытым и не может быть расширен на уровне подзаконного нормотворчества.
5. Упомянутые в ч. 5 комментируемой статьи органы проводят контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации профессиональной деятельности путем проведения плановых и внеплановых проверок.
6. Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:
- вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
- вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
- наложение на члена саморегулируемой организации штрафа;
- рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
- иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.
(1) Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6076.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (ч. 1). – Ст. 3431.
7. Саморегулируемые организации медиаторов основаны исключительно на членстве медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
8. Часть 8 комментируемой статьи запрещает двойное членство в саморегулируемой организации медиаторов. При этом если профессиональный медиатор является сотрудником организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая является членом саморегулируемой организации медиаторов, то он не вправе лично принимать членство в такой организации, так как такое членство у него уже имеется (оно опосредовано через его деятельность в организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации).
9. Дополнительные требования к личностям медиаторов (в том числе к юридическим лицам соответствующих организаций) служат критерием разграничения саморегулируемых организаций медиаторов по качеству предоставляемых услуг.
10. Часть 10 комментируемой статьи допускает внутреннее совместительство в саморегулируемых организациях медиаторов. Такой подход традиционен для отечественного законодательства и апробирован при построении систем российской адвокатуры, нотариата, аудита и прочих подобных организаций.
Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов
Саморегулируемая организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в саморегулируемой организации медиаторов;
2) устанавливает и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
3) ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;
4) представляет интересы членов саморегулируемой организации медиаторов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;
5) разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;
6) разрабатывает и утверждает правила деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной этики медиаторов;
7) разрабатывает правила проведения процедуры медиации;
8) разрабатывает стандарты подготовки медиаторов;
9) осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов;
10) организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов;
11) осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
Комментарий
К иным функциям следует отнести следующие:
- образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
- осуществление анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
- организацию профессионального обучения, аттестации работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации услуг;
- обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, публикацию информации об этой деятельности;
- рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
Комментарий
Как уже отмечалось выше, несмотря на вступление в силу с 1 января 2011 г., использование комментируемого Федерального закона в части профессиональной (в том числе судебной) медиации до 2 апреля 2011 г. было блокировано медлительностью Минобрнауки России, утвердившего программы профессиональной подготовки медиаторов только 14 февраля 2011 г. своим приказом № 187. Этот приказ не может вступить в силу ранее регистрации в Минюсте (1 марта 2011 г.) и официального опубликования (23 марта 2011 г.). Кроме того, следует учитывать, что даже с момента вступления приказа № 187 в силу должно пройти время, необходимое для обучения кандидатов в профессиональные медиаторы.
Приложение к статье см. на стр. 108.
|