Чашина О.Ю.,
заместитель председателя по управлению персоналом
КАМО «Дальневосточная»
Понятие, цели, принципы и содержание миграционного учета. Статья 29.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» гласит, что миграционный учет иностранных граждан в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»1 (в ред. от 23.12.2010, далее – ФЗ «О миграционном учете»).
Преамбула ФЗ «О миграционном учете» обозначает значимость миграционного учета как сферы государственной деятельности. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства и в РФ является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.
Легальное определение миграционного учета дается в п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О миграционном учете», согласно которому миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – миграционный учет) – деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
Содержание миграционного учета определяется ч. 4 ст. 4 ФЗ «О миграционном учете». Миграционный учет включает в себя:
- регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных ФЗ «О миграционном учете»;
- обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
- ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные ФЗ «О миграционном учете».
(1) Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
Цели миграционного учета закреплены в ч. 1 ст. 4 ФЗ «О миграционном учете». Миграционный учет осуществляется в целях:
- создания необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
- выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
- формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
- планирования развития территорий РФ;
- управления в кризисных ситуациях;
- защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в РФ, а также в целях обеспечения национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;
- систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в РФ (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;
- решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Миграционный учет строится на основе следующих основных принципов (ч. 3 ст. 4 ФЗ «О миграционном учете»):
- свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах РФ;
- защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах РФ на основе законности и соблюдения норм международного права;
- сочетание интересов личности, общества и государства;
- обеспечение национальной безопасности РФ и защита иных национальных интересов РФ;
- доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
- унификация правил миграционного учета.
Правила и порядок осуществления миграционного учета установлены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»(1) (в ред. от 10.11.2009) (далее – Правила осуществления миграционного учета).
Правовой статус иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
складывается из совокупности их прав и обязанностей, закрепленных, соответственно, ст. 6 и 7 ФЗ «О миграционном учете».
(1) Собрание законодательства РФ. 2007. № 5. Ст. 653.
Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета:
- на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
- на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
- на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
- на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
- на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
- на осуществление иных прав, предусмотренных ФЗ «О миграционном учете».
Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета:
- представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные нормативными правовыми актами РФ;
- по регистрации или учету, в том числе:
- проживающие в России (постоянно или временно) иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания;
- временно пребывающие в России иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания;
- иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание.
Кроме того, иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории РФ и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории РФ, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.
Пределы миграционного учета. Миграционный учет как деятельность ограничен определенными пределами. Ограничения миграционного учета существуют в двух направлениях.
Во-первых, миграционный учет относительно конкретного лица осуществляется в интервале, начало и окончание которого определяются основаниями для постановки и для снятия с миграционного учета.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О миграционном учете» основаниями для постановки на миграционный учет являются:
- факт въезда иностранного гражданина в РФ;
- факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающего на момент рождения российского гражданства;
- факт утраты гражданства РФ лицом, находящимся на территории России.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «О миграционном учете» основаниями для снятия с миграционного учета являются:
- факт выезда иностранного гражданина из РФ;
- факт смерти иностранного гражданина в РФ;
- вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
- факт приобретения российского гражданства иностранным гражданином, находящимся в РФ.
О наличии оснований для постановки и для снятия лиц с миграционного учета в органы миграционного учета сообщают:
- органы пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ – в течение одних суток (о фактах въезда в РФ либо выезда из РФ иностранного гражданина);
- органы ЗАГС – в течение одних суток (о регистрации фактов рождения, смерти, а также о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени либо изменений сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина).
Во-вторых, миграционный учет ограничен по информационной наполняемости.
Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, закреплен ст. 9 ФЗ «О миграционном учете». При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:
- вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого РФ в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии – биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);
- вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ;
- фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);
- дата и место рождения;
- пол;
- гражданство (подданство);
- цель въезда в РФ;
- профессия;
- заявленные сроки пребывания (проживания) в РФ;
- дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса;
- дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;
- сведения о законных представителях (родителях, усыновителях, опекунах, попечителях);
- сведения о депортации или об административном выдворении за пределы РФ (применялись или нет, если применялись, то кем и когда);
- сведения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ (принималось или нет, если принималось, то кем и когда);
- сведения о привлечении в РФ к уголовной, административной или налоговой ответственности;
- дата и место смерти в РФ либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда;
- основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.
Государственная информационная система миграционного учета. На основе перечисленных сведений органы миграционного учета формируют государственную информационную систему миграционного учета (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О миграционном учете»).
Сведения, содержащиеся в этой системе, являются конфиденциальными (ч. 2 ст. 10 ФЗ «О миграционном учете»).
Порядок, срок хранения, порядок защиты этих сведений установлены Положением о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.04.2005 № 186(1) (в ред. от 10.03.2009), далее – Положение о ЦБД УИГ).
В соответствии с Положением о ЦБД УИГ центральный банк данных (ЦБД) представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета.
ЦБД является федеральным информационным ресурсом и находится в ведении ФМС России.
Пользователями ЦБД являются:
- федеральные органы государственной власти, их территориальные органы (структурные подразделения);
- органы государственной власти субъектов РФ;
- Администрация Президента РФ;
- Аппарат Правительства РФ;
- палаты Федерального Собрания РФ;
- Центральный банк РФ;
- Счетная палата РФ;
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- Генеральная прокуратура РФ;
- Следственный комитет РФ.
Ведение ЦБД осуществляется с применением стандартизированных технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию, а также унифицированных информационных ресурсов на основе использования единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколов и регламентов обмена информацией в порядке, определяемом совместным Приказом МВД России № 148, МИД России № 2562, ФСБ России № 98, Минэкономразвития России № 62, Мининформсвязи России № 25 от 10.03.2006 «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без граждан ства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации»(2)далее – Приказ от 10 марта 2006 г. № 148/2562/98/62/25).
(1) Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1348.
(2) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 15.
Приказом от 10 марта 2006 г. № 148/2562/98/62/25 утверждены:
- Порядок ведения центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ (далее – Порядок ведения ЦБД УИГ);
- Порядок доступа пользователей к информации центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ (далее – Порядок доступа к ЦБД УИГ);
- Порядок предоставления информации, содержащейся в центральном банке данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ, органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, а также физическим лицам (далее – Порядок предоставления информации ЦБД УИГ).
Порядок обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета, внесения изменений в содержащиеся в ней сведения, доступа к указанным сведениям и их предоставления установлены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2007 № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета»(1) (в ред. от 02.09.2010).
Органы миграционного учета. Миграционный учет осуществляется Федеральной миграционной службой (ФМС России) на основании ст. 11 ФЗ «О миграционном учете» и в соответствии с компетенцией, установленной Положением об этом органе исполнительной власти, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»(2) (в ред. от 31.10.2009).
Полномочия ФМС России в сфере миграционного учета различны для центрального аппарата и территориальных подразделений.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет следующие полномочия (ч. 1 ст. 12 ФЗ «О миграционном учете»):
- миграционный учет и контроль за соблюдением иностранными гражданами должностными лицами, юридическими лицами, органами и организациями правил миграционного учета;
- координацию деятельности в области миграционного учета иных федеральных органов исполнительной власти;
- обеспечение функционирования государственной информационной системы миграционного учета, а также своевременного внесения в нее необходимых сведений в полном объеме;
- представление в установленном порядке предложений по совершенствованию форм государственного статистического наблюдения в сфере миграции.
Территориальный орган ФМС России осуществляет следующие полномочия (ч. 2 ст. 12 ФЗ «О миграционном учете»):
- регистрацию иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания;
- проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина;
- обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства;
- направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также информации о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;
- направление в территориальные налоговые органы информации о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, а также о постановке на учет (снятии с учета) иностранного работника по месту пребывания;
- внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;
- контроль за соблюдением гражданами РФ, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
(1) Собрание законодательства РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
(2) Собрание законодательства РФ. 2004. № 30. Ст. 3150.
Кроме ФМС России, согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «О миграционном учете» учет иностранных граждан по месту пребывания помимо органов миграционного учета осуществляют:
1) МИД России в отношении иностранных граждан:
- глав, сотрудников, работников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, а также следующих с указанными лицами членов их семей и гостей, если последние проживают в резиденциях указанных должностных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;
- въехавших в РФ с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и следующих с указанными должностными лицами членов их семей;
- въехавших в РФ с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором РФ дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций и их представительств и штаб-квартир в РФ, а также членов семей и гостей указанных лиц, если последние проживают в резиденциях указанных лиц либо на территориях таких представительств;
2) иные органы, перечень и полномочия которых в области миграционного учета устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.
Регистрация иностранных граждан по месту жительства. Проживающий в России иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, обязан зарегистрироваться по месту жительства (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О миграционном учете»).
В случае если иностранный гражданин пользуется правом пользования несколькими жилыми помещениями, расположенными на территории РФ, он обязан:
а) заявить одно из них как свое место жительства;
б) зарегистрироваться по заявленному в качестве места жительства адресу.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О миграционном учете» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ.
Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (ч. 2 ст. 15 ФЗ «О миграционном учете»).
Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства закреплен ст. 16 ФЗ «О миграционном учете».
Согласно этой статье иностранный гражданин обязан подать в территориальный орган ФМС России заявление о регистрации по месту жительства.
Срок подачи такого заявления составляет 7 суток и начинает исчисляться:
- с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо
- с даты прибытия иностранного гражданина в место нахождения жилого помещения.
Форма заявления и требования к его оформлению установлены Приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287 «Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания»(1).
Для регистрации по месту жительства иностранный гражданин обязан представить перечень документов, приведенный в табл. 1 (ст. 17 ФЗ «О миграционном учете»).
Сроки регистрации установлены ст. 18 ФЗ «О миграционном учете», в соответствии с которой органу миграционного учета дается срок на:
- проставление отметки в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина – не позднее окончания рабочего дня;
(1) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 49.
- фиксацию сведений о месте жительства иностранного гражданина в учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета – не позднее следующего рабочего дня;
- выполнение иных регистрационных действий – один месяц.
Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.
Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства возможно по одному из следующих оснований (ст. 19 ФЗ «О миграционном учете»):
- регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства;
- прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением;
- прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в РФ;
- вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;
- смерть иностранного гражданина в РФ;
- вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, аходившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Учет иностранных граждан по месту пребывания. Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ «О миграционном учете» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет.
Основанием постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является уведомление о прибытии. Сроки его представления в орган миграционного учета приведены в табл. 2.
Для некоторых категорий иностранных граждан предусмотрен особый порядок их учета по месту пребывания. К числу таких категорий относятся:
- иностранные моряки;
- иностранные высококвалифицированные специалисты и члены их семей.
Согласно ч. 4 ст. 20 ФЗ «О миграционном учете» иностранные граждане – моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории российского порта, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или российского портового города ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта (удостоверения личности) моряка при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде указанных иностранных граждан в РФ.
Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию РФ. При этом указанные иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в РФ, в случае их передвижения по российской территории и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания (ч. 4.1 ст. 20 ФЗ «О миграционном учете»).
Не подлежат учету по месту пребывания (ч. 6 ст. 20 ФЗ «О миграционном учете»):
- главы иностранных государств и их правительств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в РФ по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта РФ, а также следующие с указанными лицами члены их семей;
- иностранные граждане – моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в РФ с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории РФ на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);
- иностранные граждане – моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта РФ, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города РФ либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;
- иностранные граждане – члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории РФ в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;
- иные иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок не более трех дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в организации, оказывающей гостиничные услуги, учреждении здравоохранения или социального обслуживания.
Процедура постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания предусматривает производство следующих действий:
- иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет (но не передает) принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, а также миграционную карту;
- принимающая сторона представляет (направляет) уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета;
- принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания;
- иностранный гражданин получает от принимающей стороны отрывную часть бланка уведомления;
- орган миграционного учета фиксирует сведения о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
Второй из перечисленных этапов может быть осуществлен вместо принимающей стороны непосредственно иностранным гражданином в следующих случаях:
- при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета (ч. 3 ст. 22 ФЗ «О миграционном учете»);
- при наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории РФ, заявленного им в качестве своего места пребывания (ч. 3.1 ст. 22 ФЗ «О миграционном учете»);
- с письменного согласия принимающей стороны (ч. 4 ст. 22 ФЗ «О миграционном учете»).
Подтверждением выполнения принимающей стороной или иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Такая отметка проставляется:
- органом миграционного учета;
- гостиницей;
- организацией федеральной почтовой связи.
Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на временное нахождение у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, закреплены Правилами осуществления миграционного учета.
Согласно п. 23–25 Правил осуществления миграционного учета в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:
а) о лице, подлежащем постановке на учет:
- фамилия, имя, отчество;
- гражданство (подданство);
- дата и место рождения;
- пол;
- вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
- вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ;
- цель въезда;
- профессия;
- дата въезда в РФ;
- серия и номер миграционной карты;
- заявленные сроки пребывания;
- адрес места пребывания;
б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:
- фамилия, имя, отчество;
- вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
- адрес места жительства.
В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии дополнительно указываются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;
- вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;
- адрес места жительства ответственного лица организации;
- наименование организации;
- фактический адрес организации;
- идентификационный налоговый номер организации.
Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.
Согласно п. 27, 28 Правил осуществления миграционного учета в случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.
В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года.
Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган ФМС России, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина – и копию его миграционной карты.
Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в организации, оказывающей гостиничные услуги, в учреждении здравоохранения или социального обслуживания, либо находящихся в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо исполняющих уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан (ч. 9 ст. 22 ФЗ «О миграционном учете»).
Основаниями для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ «О миграционном учете», являются:
- постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;
- выезд иностранного гражданина из РФ;
- смерть иностранного гражданина в РФ;
- вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
При убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган ФМС России отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина (п. 39 Правил осуществления миграционного учета).
Согласно ч. 3 ст. 23 ФЗ «О миграционном учете» при убытии иностранного гражданина из организации, оказывающей гостиничные услуги, из учреждения здравоохранения или социального обслуживания администрация указанных организации или учреждения обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета |