Паненков А.А.,
с. н. с. отдела проблем борьбы с организованной
преступностью, терроризмом и экстремизмом
НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ,
старший советник юстиции
Многонациональное Российское государство, обладая большой территорией, огромными запасами полезных ископаемых и пресной воды, всегда привлекало агрессивное внимание других государств и международных террористических организаций, преследующих цели нарушения территориальной целостности и порабощения ее народов. Борьба с терроризмом и его финансированием, как и во всем мире, будет только расширяться и нарастать. Победить полностью терроризм и его финансирование как наиболее общественно опасный сегмент организованной преступности нельзя. По мнению международных экспертов по борьбе с терроризмом, можно только снизить опасность и угрозы терроризма и его финансирования до социально приемлемого уровня.
Нынешние события в мире – этому подтверждение (Афганистан, Ирак, Ливия). Поэтому борьба с терроризмом и его финансированием для России будет носить долговременный характер, и необходимо оптимизировать эту борьбу на основе взаимодействия с гражданским обществом, координации и взаимодействия всех правоохранительных органов и спецслужб России, международных организаций (СНГ, ШОС, ОДКБ и т. д.), а также международного сотрудничества.
Глобальная экономическая интеграция означает, что крупное террористическое нападение, совершенное в любой точке в одной из развитых стран, будет иметь катастрофические последствия для благосостояния миллионов людей в развивающихся странах.
По оценкам Всемирного банка, только нападения, совершенные 11 сентября 2001 г., увеличили число нищих во всем мире на 10 млн, а общий ущерб для мировой экономики, возможно, превысил 80 млрд долл. США. Эти цифры будут гораздо больше в случае какого-либо инцидента, связанного с ядерным терроризмом(1).
По мнению некоторых исследователей, «… все многообразие видов терроризма может быть сведено к двум группам: политический и корыстный (часто в науке именуемый криминальным) терроризм. Такой подход позволяет точнее определить источники террористических угроз, анализ которых, в свою очередь, дает возможность оптимизировать антитеррористическую деятельность…»(2).
Другие исследователи моделей антитеррористического законодательства, проведя сравнительно-правовой анализ законодательства целого ряда зарубежных государств, пришли к следующим выводам: в мировой практике получили распространение три модели антитеррористического законодательства: уголовно-правовая (например, Испания, ФРГ), криминологическая (например, Великобритания, Япония) и комплексная (например, Италия, Франция). Криминализация содействия террористической деятельности носит далеко не унифицированный характер и в отдельных странах (в частности, в Израиле и Турции) отличается существенной спецификой; в большинстве зарубежных стран содействие террористической деятельности предусмотрено в криминологическом законодательстве, исключением являются Великобритания, Италия и Франция, в которых установлена самостоятельная уголовная ответственность за финансирование терроризма(3).
Общая организация борьбы с преступностью предполагает организацию и развитие научных исследований борьбы с преступностью, включая борьбу с терроризмом и его финансированием (4).
В период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 16 по 29 мая 2011 г. было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетии(5), Чеченской Республики(6) и Республики Дагестан(7) по актуальным вопросам борьбы с финансированием терроризма (БФТ). Всего обработано 235 анкет(8).
(1) Пятьдесят девятая сессия, п. 55 повестки дня. Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия. Distr.: General 2 December 2004 Russian Original: English. Записка Генерального секретаряII. Аргументы в пользу всеобъем-лющей системы коллективной безопасности. A. Угрозы без границ.un.org/russian/secureworld/a59–565.pdf. 06.04.2012/
(2) Магомедов Д.Д. Противодействие финансированию терроризма: значение зарубежного опыта для российского законотворчества: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2006. – С. 6.
(3) Серебряков А.В. Содействие террористической деятельности: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступлений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2012. – С. 13.
(4) Долгова А.И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом. Пособие. Общая часть. – М., 2012. – С. 53.
(5) Отдел ФСИН (Ингушетия респ.) – 10 (4,3%), УФСКН по Ингушетии респ. – 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на –6 (2,6%), Джейрахская прокуратура – 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак – 5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Ингушетия респ.) – 22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на – 6 (2,6%), ОМОН МВД (Ингушетия респ.) – 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в респ. Ингушетия – 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Ингушетия респ.) – 14 (6,0%), УФСБ (Ингушетия респ.) – 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Ингушетии респ. – 24 (10,2%), Совет Безопасности (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военный следственный отдел (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военная прокуратура Ингушетии респ. – 6 (2,6%).
(6) Аппарат прокуратуры (Чеченская респ.), гор(рай)прокуроры – 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская респ.) – 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская респ.) – 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская респ.) – 3 (1,3%).
(7) Студенты (респ. Дагестан) – 13 (5,5%).
(8) Обобщение анкет БФТ произвела младший научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса В.И. Ефимова.
В ходе анкетирования по проблемам борьбы с финансированием терроризма сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студентов в Республике Ингушетия – 178 (75,7%)(1) респондентов, в Чеченской Республике – 44 (18,7%)(2) респондентов, в Республике Дагестан – 13 (5,5%)(3) респондентов были получены интересные результаты.
Анкетирование было проведено по специально подготовленной анкете(4), где респондентам предлагалось ответить на 73 вопроса, связанных с борьбой с терроризмом и его финансированием. Эти вопросы касались проблем выявления преступлений по финансированию терроризма, следствия, оперативно-розыскной деятельности, установления и перекрытия источников и каналов финансирования терроризма из-за границы и из внутренних источников, координации и взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб России, а также международного сотрудничества.
После каждого вопроса предлагался «веер» ответов, в том числе последний по счету, но не по степени важности: «иное мнение». Немалое число респондентов подчеркивали данную графу, но не указывали, что конкретно они имели в виду.
Тем не менее обобщение только по графе «иное мнение» позволяет сделать определенные выводы по оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием, которые представляют интерес для сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России (5).
Проблемы следствия, источники и каналы финансирования терроризма 152 опрошенных (66,7%) подтвердили, что для них является сложным расследование преступлений, связанных с финансированием терроризма, 42 (18,4%) –не согласились, 34 (14,9%) респондента высказали «иное мнение».
207 (88,5%) респондентов пояснили, что необходимо дать определения канала и источника финансирования терроризма, 20 (8,5%) – не согласились, 7 (3%) высказали иное мнение: за последние 8 лет не было таких дел (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
(1) Отдел ФСИН (Ингушетия респ.) –10 (4,3%), УФСКН по Ингушетии респ. – 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на –6 (2,6%), Джейрахская прокуратура – 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак –5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Ингушетия респ.) –22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на – 6 (2,6%), ОМОН МВД (Ингушетия респ.) – 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в респ. Ингушетия – 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Ингушетия респ.) – 14 (6,0%), УФСБ (Ингушетия респ.) – 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Ингушетии респ. – 24 (10,2%), Совет Безопасности (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военный следственный отдел (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военная прокуратура Ингушетии респ. – 6 (2,6%).
(2) Аппарат прокуратуры (Чеченская респ.), гор(рай)прокуроры – 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская респ.) – 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская респ.) – 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская респ.) – 3 (1,3%).
(3) Студенты (респ. Дагестан) – 13 (5,5%).
(4) Анкета для проведения анкетирования следователей правоохранительных органов, прокуроров, судей, сотрудников полиции, Управлений ФСИН (СИЗО), Управлений ФСКН, Управлений ФСБ России в связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с финансированием терроризма и подготовки новых Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма (п. 4 приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) на 12 листах.
(5) 166 респондентов (71,2%) посчитали, что целесообразно в Методических рекомендациях (МР) объединять организацию прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и тактику и методику осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма, и только 63 (27,0%), иное мнение высказали 4 (1,7%). О необходимости во введении обосновать значение изучения каналов и источников финансирования терроризма в борьбе с преступлениями террористической направленности с приведением статистических данных, итогов борьбы с терроризмом и его финансированием в 2010 г. высказались 169 (73,2%) опрошенных против 50 (22,5%), иное мнение высказали 10 (4,3%). О целесообразности приводить в МР правовую основу борьбы с финансированием терроризма в России высказались 190 лиц (83,7%) против 32 (14,1), иное мнение высказали 5, или 2,2%. 170 (72,6%) респондентов согласились с тем, что выявление преступлений, связанных с финансированием терроризма, является для них сложным. 40 (17,1%) – не согласились с этим, и 24 респондента (10,3%) высказали иное мнение.
156 (68,4%) респондентов посчитали, что каналы финансирования бывают внешние и внутренние, 117 лиц (51,3%) – что легальные и нелегальные, 56 лиц, или 24,6%, пришли к выводу о том, что каналом финансирования терроризма является государственная банковская система, 18 (7,9%) лиц высказали иное мнение: самофинансирование (УФСБ России по Республике Ингушетия).
Внешние источники финансирования терроризма в основном идут через некоммерческие религиозные организации (респондент – студент из Республики Дагестан).
144 (68,2%) респондентов пояснили, что источники финансирования бывают внешние и внутренние, 117 (55,5%) – что легальные и нелегальные, у 18 (8,5%) респондентов было иное мнение: получение и сбыт товаров народного потребления (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия – отдел собственной безопасности), предпринимательская деятельность (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия).
Посчитали, что наиболее эффективными в борьбе с финансированием терроризма из перечисленных в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД») являются: оперативное внедрение – 164 (70,4%) респондентов, ПТП (прослушивание телефонный переговоров) – 114 (48,9%), исследование предметов и документов – 66 (28,3%), наблюдение – 62 (26,6%), наведение справок – 50 (21,5%), опрос – 32 (13,7%), иное мнение – 14 (6%) лиц: казнить, конфисковать имущество (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия).
На вопрос о том, что, на Ваш взгляд, является источниками финансирования терроризма на Северном Кавказе, респонденты ответили таким образом: вымогательство денег у предпринимателей под угрозой убийства, в том числе близких родственников – 133 (60,2%), незаконный оборот оружия – 101 (45,7%), вымогательство денег у частных лиц под угрозой убийства, в том числе близких родственников – 94 (42,5%), незаконный оборот наркотиков – 81 (36,7%), вымогательство денег у государственных служащих под угрозой убийства, в том числе близких родственников – 77 (34,8%), похищение человека – 63 (28,5%), посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего – 63 (28,5%), иное мнение – 26 (11,8%): все из перечисленного (УФСБ России по Республике Ингушетия), деньги от зарубежных террористических организаций (УФСКН России по Республике Ингушетия), коррупция (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия), «сами бандиты у власти (здесь все обо всем знают)» (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия), зарубежные террористические организации (прокуратура г. Аргуна Чеченской Республики), личные средства (прокуратура г. Аргуна Чеченской Республики), коррупция (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики), «вливания» спецслужб (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики(1)).
По экспертным оценкам, если лет десять назад на Северном Кавказе бандитам платило абсолютное большинство бизнесменов, то эксперты ответили, что теперь платят: 20% бизнесменов – 70 (32,6%), 40% бизнесменов – 45 (20,9%), 60% бизнесменов – 34 (15,8), иное мнение – 66 (30,7%): 5–10% (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия), крупный бизнес – 80% (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия), платят 10% (УФСБ России по Республике Ингушетия), «ничего не поменялось.
(1) Один респондент из прокуратуры одного из районов Чеченской Республики.
Платят и земляки из других регионов» (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия), платят не более 5% (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики), спецслужбы дают деньги бандитам (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики)(1).
Посчитали, что необходимо внести изменения в целях активизации борьбы с финансированием терроризма в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – 96 (43,8%) респондентов, в ФЗ «Об ОРД» – 77 (35,2%) респондентов, в ФЗ «О противодействии терроризму» – 91 (41,6%), в УПК РФ –71 (32,4%), «иное мнение» – 18 (8,2%): изменения в УК РФ (Военная прокуратура Республика Ингушетия), в УК РФ (УФСБ России по Республике Ингушетия), в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (УФСБ России по Республике Ингушетия). Необходимо комплексное совершенствование правового регулирования, а не отдельных нормативных правовых актов (НПА) (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
Посчитали, что необходимо внести изменения в целях активизации борьбы с финансированием терроризма, в частности: перепроверенные данные, полученные в результате ОРД, должны стать одним из доказательств – 118 (53,6%) респондентов; признание результатов оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности относимыми и допустимыми доказательствами по делу – 113 (51,4%), иное мнение – 19 (8,6%): ужесточение наказания (ФКПП «Кавказ», ОМСН, Кемерово)(2); перепроверенные данные, полученные в результате ОРД, должны стать одним из доказательств и признание результатов оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности относимыми и допустимыми доказательствами по делу (Управление ФСБ по Республике Ингушетия). Изменения в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия). Допуск субъектов ОРД к банковской и налоговой тайне (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия).
(1) Один респондент из гор(рай)прокуратуры Чеченской Республики.
(2) Один респондент из Пограничного управления Республики Ингушетия на вопрос «Почему затруднен сбор доказательств по уголовным делам по фактам финансирования террористической деятельности и так мало уголовных дел возбуждается, расследуется и рассматривается в судах с вынесением обвинительного приговора за финансирование терроризма» ответил так: «неподготовленность и некомпетентность работников прокуратуры». Второй респондент из Пограничного управления Республики Ингушетия на этот же вопрос ответил: «Некомпетентность работников прокуратуры». Для сведения: надзор за Пограничным управлением в Республике Ингушетия осуществляет военная прокуратура. Трудозатраты сотрудников не стоят применяемых санкций даже в случае успешного доказательства вины (УФСБ России по Республике Ингушетия). Загруженность следственных органов (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия). Один респондент из 507 военно-следственного отдела по гарнизону ст. Троицкой Республики Ингушетия на вопрос «Почему затруднен сбор доказательств по уголовным делам по фактам финансирования террористической деятельности и так мало уголовных дел возбуждается, расследуется и рассматривается в судах с вынесением обвинительного приговора за финансирование терроризма» ответил так: «Отказ в сотрудничестве свидетелей, боязнь мести». Преступники скрываются в других субъектах после совершения теракта (респондент – студент из Республики Дагестан). Не могут установить организаторов и они обеспечивают прикрытие исполнителям (респондент – студент из Республики Дагестан). Из-за отсутствия стабильности в Северо-Кавказском регионе (респондент – студент из Республики Дагестан). Финансирование осуществляется под прикрытием законно оформленных документов (респондент – студент из Республики Дагестан). В большей степени страх перед террористами (респондент – студент из Республики Дагестан). Слишком много бумаги. После того когда все собрано, ход дела свыше закрывают (коррупция наверное) (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия). Умелое завуалирование финансирования террористической деятельности под легальный бизнес (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия). Слабая оперативно-розыскная работа, направленная на выявление этих преступлений (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики). Отсутствие взаимодействия следственных органов с органами дознания и другими организациями (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
ФЗ «О банках и банковской деятельности» (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики)(1). Необходимо исполнять уже принятые законы (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики). В любом случае результаты ОРД должны быть подтверждены следственным путем. В противном случае возможны случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также злоупотребления лиц оперативных служб при формировании материалов ОРД. Слишком широкие полномочия (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
Наиболее распространенными в России внутренними источниками финансирования терроризма (не более 5 источников) респонденты посчитали: вымогательство денег у предпринимателей –138 (60,0%), незаконный оборот оружия – 116 (50,4%), деньги из-за рубежа от руководителей международных террористических организаций – 107 (46,5%), незаконный оборот наркотиков – 97 (42,2%), похищение человека – 81 (35,2%), бандитизм – 77 (33,5%), добровольные взносы сторонников организованных преступных формирований – 61 (26,5%), вымогательство денег у государственных служащих – 55 (23,9%), незаконный оборот углеводородов – 33 (14,3%), алмазов – 12 (5,2%), иное мнение– 8 (3,5%.): «распил денег из бюджета» (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия), выплата из доходов легального бизнеса (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия), вымогательство денег у госслужащих, скомпрометировавших себя (прокуратура Заводского района г. Грозного Чеченской Республики).
Респонденты пришли к выводу о том, что должны расследовать большинство уголовных дел, связанных с финансированием терроризма: следователи Следственной службы ФСБ России – 117 (50,2%), совместные следственно-оперативные группы (СОГ) – 95 (40,8%), следователи Следственного Комитета РФ – 57 (24,5%), следователи Следственного комитета МВД России – 16 (6,9%), иное мнение – 5 (2,1%): необходимо создать следственные подразделения в органах прокуратуры по расследованию данных и иных видов преступлений (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
При расследовании (осуществлении надзора, оперативного сопровождения) террористических преступлений и их финансирования испытывают следующие трудности: ведомственная и межведомственная разобщенность правоохранительных органов и спецслужб – 121 (56,8%), сложность с реализацией результатов оперативно-розыскных действий – 71 (33,3%), недостаточно баз оперативных данных – 67 (31,5%), иное мнение – 22 (10,3%): отсутствие доступа к банковской тайне (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия), с местными сотрудниками толку работать почти нет (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия), упущения субъектов ОРД (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
(1) В конце марта 2012 г. в Правительство поступит пакет законопроектов, направленных на борьбу с отмыванием денег и незаконными финансовыми операциями. Об этом было объявлено на встрече Владимира Путина с первым вице-премьером Виктором Зубковым и руководителем Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным. Предлагается дать банкам право приостанавливать операции, которые им кажутся сомнительными. В течение месяца правоохранительные органы должны будут выяснить происхождение денег. Кроме того, рассматриваются изменения в Налоговый кодекс, которые создают барьеры для проникновения на финансовый рынок фирм-однодневок. Пакет законопроектов о борьбе с незаконными финансовыми операциями поступит в Правительство. 1tv.ru/news/economic/202703. 31.03.2012. «За последние несколько недель проверки проведены в пяти крупных банках, и в одном из них обнаружено большое количество документов, которые показывают, что этот банк занимался противоправной деятельностью, более 500 печатей разных фирм, в основном это, конечно, однодневки, около десяти печатей гербовых налоговых инспекций, печати суда города Москвы, еще много других документов, которые позволяют сделать вывод», – сообщил Виктор Зубков. Он рассказал, что уже заведены уголовные дела, проведены задержания и можно сделать «вывод о том, что действительно эти учреждения занимались противоправной работой».
О необходимости в Методических рекомендациях отразить опыт международного сотрудничества по противодействию финансированию терроризма высказались 200 (86,6%) респондентов, против – 25 (10,8%), иное мнение – 6 (2,6%): выделить отдельно обобщение практики (Управление ФСБ России в Республике Ингушетия). О необходимости по всем преступлениям террористической направленности выявлять источники и каналы финансирования в обязательном порядке высказались 201 (87,8%) респондентов, против – 25 (10,9%), иное – 3 (1,3%): по возможности «да» (УФСКН по Республике Ингушетия).
О том, что по всем преступлениям террористической направленности необходимо проводить допросы с предъявлением собранных доказательств, решили 145 (62,2%) респондентов, против – 71 (30,5%), «иное мнение» –17 (7,3%): не может быть классических схем (УФСБ России по Республике Ингушетия).
О необходимости по всем преступлениям террористической направленности, в том числе связанным с финансированием, следует выделять материалы из уголовного дела для дополнительной проверки эпизодов финансирования терроризма высказались 169 (73,2%), против – 51 (22,1%), иное мнение – 11 (4,8%): на сегодняшний день это невозможно, в будущем – «да» (Управление ФСБ России в Республике Ингушетия).
К выводу о необходимости по всем преступлениям террористической направленности, связанным с финансированием терроризма, вносить представления пришли 150 респондентов (64,9%), против – 63 (27,3%), иное мнение – 18 (7,8%): если установлены причины и обстоятельства, способствующие совершению данного преступления (прокуратура г. Шали Чеченской Республики).
Пришли к выводу о том, что выявление каналов и источников финансирования является обязанностью: всех правоохранительных органов – 140 (60,6%), ФСБ России – 56 (24,2%), Росфинмониторинга – 33 (14,3%), Следственного аппарата МВД, ФСБ, Следственного Комитета РФ – 30 (13,0%), субъектов ОРД – 31 (13,4%), МВД России – 8 (3,55), иное мнение – 4 (1,7%): кредитные организации (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия).
К выводу о необходимости подготовки наряду с открытым – секретного варианта Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма, включающего обобщенные результаты ОРД, разведывательной и контрразведывательной деятельности, установленные каналы и источники финансирования, сведения о финансировании зарубежными террористическими организациями, пришли 176 (76,5%) респондентов, против – 40 (17,4%), «иное мнение» – 14 (6,1%): через час будет в Интернете (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия).
Каналами доставки денежных средств являются: курьеры-мужчины – 105 (46,9%), фанатичные приверженцы ваххабизма – 96 (42,9%), курьеры-женщины – 82 (36,6%), студенты, выезжающие на учебу в страны арабского мира, – 46 (20,5%), иное мнение – 46 (20,5%): каналы могут быть какими угодно. Каналы финансирования терроризма могу быть разносторонними вплоть до благотворительных фондов, лиц политически неприкосновенных, заинтересованных (ФККП «Кавказ» ОМСН, Кемерово)(1), банковская система (Пограничное управление Республики
(1) ФКПП «Кавказ» – федеральный контрольно-пропускной пункт «Кавказ», ОМСН – отряд милиции специального назначения.
Ингушетия), кто угодно (два респондента УФСБ России по Республике Ингушетия), банковские переводы, фирмы-однодневки (УФСБ России по Республике Ингушетия), фактически все 4 пункта, указанные выше (УФСБ России по Республике Ингушетия), «хавала» (УФСБ России по Республике Ингушетия), банковские операции (УФСБ России по Республике Ингушетия), банковские переводы (2 респондента УФСКН России по Республике Ингушетия), банковские или иные финансовые операции (УФСКН России по Республике Ингушетия), (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия). Финансирование на практике осуществляется поставкой радио-телеаппаратуры, реализуемой через торговые точки, где работают приверженцы ваххабизма и деньги получают наличными. Магазины «Исламские товары» остаются вне оперативного контроля правоохранительных органов. Эти магазины должны быть при мечетях (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия, отдел собственной безопасности). Зарубежные банки (переводы) (УФСБ России по Республике Ингушетия). Сейчас – XXI в. и каналы могут быть от интернет-денег до «налички» (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия). Все перечисленное плюс безналичная доставка денежных средств (Временная оперативная группа МВД России в Республике Ингушетия). Филиалы банков России (прокуратура г. Аргуна Чеченской Республики). Все лица, склонные к совершению преступлений этой направленности (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики). Отдельные представители спецслужб, которые работают как на этих, так и на тех (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики). В моей практике был один случай – мужчина – курьер (гор(рай) прокуроры Чеченской Республики). Банки, организации, коммерческие структуры (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
Проблемы взаимодействия с Росфинмониторингом 28 октября 2011 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин выступил на вечере, посвященном 10-летию создания Росфинмониторинга, где, в частности сказал так: «…Именно вы ставите преграду на пути теневых денежных потоков, отслеживаете и пресекаете самые сложные, запутанные финансовые цепочки, за которыми стоят криминал, оргпреступность, нечистоплотные дельцы, разного рода экстремистские и террористические ячейки – именно самые сложные и запутанные…»(1).
Взаимодействием с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма: не удовлетворены – 124 (54,9%), нет взаимодействия – 43 (19,0%), удовлетворены – 42 (18,6%) респондента, иное мнение –17 (7,5%): следует упростить основания предоставления данных субъектами ОРД (УФСБ России по Республике Ингушетия); вообще нет!!! (гор(рай)прокуроры Чеченской Республики).
(1) Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин выступил на вечере, посвященном 10-летию создания Росфинмониторинга. 28 октября, 2011 20:09. «… Очень рад приветствовать вас и в таком замечательном зале, и по случаю вашего праздника – 10-летия Федеральной службы по финансовому мониторингу, или, как мы изначально говорили, финансовой разведки. В системе обеспечения национальной безопасности ваша структура играет особую роль. Это мощный информационный, аналитический, экспертный центр противодействия преступлениям в бюджетно-финансовой сфере, источник важнейших данных для принятия ключевых экономических, да и политических решений…». [Электронный ресурс]. URL: premier.gov.ru/events/news/16891/. 31.03.2012.
Во взаимодействии с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма необходимо: улучшить качество информации и материалов по операциям с денежными средствами в наличной форме, поступающих из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в правоохранительные органы в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – 125 (12,5%); увеличить количество информации и материалов по операциям с денежными средствами в наличной форме, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в правоохранительные органы в соответствии со ст. 8 названного Закона – 105 (48,8%); иное мнение – 16 (7,4%): образование управлений Росфинмониторинга на уровне субъектов РФ, а не на уровне федеральных округов (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия); упростить порядок обмена информацией (аппарат прокуратуры Республики Ингушетия). Респонденты указали следующие пути качественного улучшения деятельности Росфинмониторинга по борьбе с финансированием терроризма: разработать системы показателей для проведения различий между операциями с денежными средствами в наличной форме, характеризующих финансирование терроризма, и операциями с денежными средствами в наличной форме, характеризующими отмывание денег – 78 (36,1%); разработать системы показателей для проведения различий между операциями с денежными средствами в наличной форме, характеризующими финансирование терроризма, и обычными операциями с денежными средствами в наличной форме – 78 (36,1%); наделить Росфинмониторинг полномочиями субъекта ОРД 57 (26,4%); разработать систему показателей (виды операций, финансовых инструментов и т. д.), характеризующих финансирование терроризма, – 54 (25,0%); иное мнение – 18 (8,3%): проводить совместные рабочие совещания (УФСБ России по Республике Ингушетия).
Руководитель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин предлагает создать финансовую полицию РФ, объединив функции финансовой разведки и оперативно-розыскной деятельности(1).
НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации ранее делало предложение о наделении Росфинмониторинга оперативно-розыскными полномочиями(2).
(1) Бастрыкин предлагает создать финансовую полицию. «Российская газета» – rg.ru. 14.02.2012, 14:24. rg.ru/2012/02/14/bastrikin-anons.html. 31.03.2012. По мнению Бастрыкина, создание финансовой полиции позволило бы комплексно решать задачу противодействия финансовой преступности. Планируется, что этот новый государственный орган будет осуществлять в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, «посягающих на финансовую систему государства… В частности, к предмету ведения этого государственного органа можно было бы отнести помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов», – отмечает Бастрыкин. В целях обеспечения единообразия государственной политики в области регулирования государственных финансов, а также в сфере противодействия преступлениям в данной области глава СК РФ предлагает подчинить новое ведомство непосредственно Президенту РФ либо Председателю Правительства России в качестве самостоятельного государственного органа исполнительной власти.
(2) Паненков А.А. Террористические преступления и проблемы реагирования на них за шесть месяцев 2010 г. в Российской Федерации // Военно-юридический журнал. – 2010. – № 10. – С. 23–29.
Выводы
1. Все эксперты – сотрудники правоохранительных органов и спецслужб обнаружили знание криминологических основ по борьбе с преступностью и основные направления ликвидации причинного комплекса терроризма и его финансирования: создание рабочих мест, ликвидация безработицы, улучшение образования, индивидуальной работы с молодежью, поддержка традиционного ислама в СКФО. Это значит, что сотрудники правоохранительных органов и спецслужб будут действовать целенаправленно, не шаблонно, учитывая особенности и специфику каждой республики, входящей в СКФО, будут более эффективно бороться с организованной экономической преступностью, как источником финансирования организованной террористической деятельности.
2. Мало выявляется, расследуется и направляется в суд уголовных дел, связанных с финансированием терроризма. Источники и каналы финансирования терроризма разнообразны, в том числе коррупция, вымогательство денег у государственных служащих, скомпрометировавших себя, похищение части бюджетных средств, легальная предпринимательская деятельность как самих бандитов, так и их пособников.
3. Необходимо внести изменения и дополнения в действующие федеральные законы в части допуска следователей и субъектов ОРД к банковской и налоговой тайне; установить самостоятельную уголовную ответственность за финансирование терроризма в Уголовном кодексе Российской Федерации.
4. Не умаляя роли Росфинмониторинга в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем в России, представляется необходимым Росфинмониторингу повысить эффективность по борьбе именно с финансированием терроризма. Указанный вывод основан на результатах двух этапов научных исследований. Необходимо наделение его полномочиями субъекта ОРД.
5. Выявление внутренних и внешних источников и каналов финансирования терроризма необходимо по всей территории Российской Федерации (а не только в СКФО).
6. По всем преступлениям террористической направленности, в том числе связанным с финансированием, следует выделять материалы из уголовного дела для дополнительной проверки других эпизодов финансирования терроризма в целях установления новых внешних и внутренних источников и каналов финансирования терроризма.
Исследования по борьбе с финансированием терроризма в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации продолжаются. |