Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N3 / 2012

Постатейный комментарий (часть II) к Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Часть I постатейного комментария см. в № 2 за 2012 г.)

Чашин А.Н.,
гл. редактор

 

Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(1) был последовательно одобрен обеими палатами отечественного парламента: Государственной  Думой Федерального Собрания РФ 01.11.2011, Советом Федерации Федерального Собрания РФ 09.11.2011 и принят 21.11.2011.

В настоящей статье читателю предлагается журнальный вариант постатейного комментария (ч. 2) к ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (текст самого Закона не приводится).

Глава 5. Организация охраны здоровья
(продолжение)

Комментарий к ст. 38. Медицинские изделия
Часть 1: в ч. 1 ст. 38 дается легальное определение понятия «медицинское изделие».

Часть 2: в номенклатуре в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 15225-2003(2) предусмотрены три уровня детализации структуры: категория изделия – наиболее широкий уровень системы, состоящий из 20 категорий; видовая группа изделий – наименования изделий, используемых для одних и тех же медицинских целей либо имеющих общую технологию изготовления; тип изделия – информация, позволяющая обеспечить уникальную идентификацию изделия.

Часть 3: в ч. 3 ст. 38 дается исчерпывающий закрытый перечень форм обращения медицинских изделий.


(1) Российская газета. – 2011. – 23 нояб.
(2) ГОСТ Р ИСО 15225-2003 «Номенклатура данных по медицинским изделиям для  информационного обмена». – М. : Госстандарт России, 2003.


Часть 4: регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории РФ (п. 1.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.10.2006 № 735(1)).

Часть 5: ч. 5 ст. 38 содержит исключение из общего правила, закрепленного ч. 4 той же статьи.

Часть 6: ввозом на территорию РФ признается пересечение товаром таможенной границы.

Часть 7: допинг-контроль представляет собой процесс, включающий планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций (ч. 5. ст. 26 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Часть 8: перечень Медицинских изделий, относящихся к средствам измерений медицинского назначения (СИМН) и подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору утвержден Минздравом России и Госкомстатом России 06.06.2001.

Часть 9: см. ст. 333.32.1 НК РФ.

Часть 10: см. Государственный реестр медицинских изделий (по состоянию на 1 января 1996 г.) / под редакцией проф., д. т. н. Б.И. Леонова(2) с дополнениями.

Часть 11: ч. 11 ст. 38 закрепляет структуру государственного реестра медицинских изделий и организаций.

Комментарий к ст. 39. Лечебное питание
Часть 1: в ч. 1 ст. 39 дается официальное определение термина «лечебное питание».

Часть 2: в связи с тем, что лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса, лечащий врач обязан при лечении такое питание назначать  в обязательном порядке.

Часть 3: в ч. 1 ст. 39 дается официальное определение термина «специализированный продукт лечебного питания».

Часть 4: в настоящее время такие нормы утверждены для некоторых категорий потребителей. См. например, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 № 45н.

Комментарий к ст. 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение

Часть 1: в ч. 1 ст. 40 дается официальное определение термина «медицинская реабилитация».

Часть 2: медицинская реабилитация вне медицинских организаций не допускается.

Часть 3: в ч. 3 ст. 40 разъясняется содержание понятия «санаторно-курортное лечение».


(1) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 1.
(2) М. : Минздравмедпрома РФ, 1996.


Часть 4: в ч. 4 ст. 40 закреплены цели санаторно-курортного лечения.

Часть 5: порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 № 256.

Комментарий к ст. 41. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Часть 1: см. комментарий к ч. 3 этой же статьи.

Часть 2: Всероссийская служба медицины катастроф включает(1):
– Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и учреждениями) Минздрава России в г. Москве;
– подразделения постоянной готовности медицинских формирований и учреждений, клинических и научных баз центрального подчинения Минздрава России, Минобороны России, МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, учреждения здравоохранения железнодорожного транспорта общего пользования, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Часть 3: основные задачи службы перечислены в п. 3 Положения о Всероссийской службе медицины катастроф (утв. постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 № 195).

Часть 4: руководителем службы является министр здравоохранения и социального развития РФ (п. 9 Положения о Всероссийской службе медицины катастроф).

Часть 5: такое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф».

Часть 6: ч. 6 ст. 41 расширяет полномочия министра здравоохранения и социального развития РФ, перечисленные в п. 10 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321(2)).

Комментарий к ст. 42. Особенности организации оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций
Часть 1: на указанных в ч. 1 ст. 42 территориях и в перечисленных здесь же организациях медицинская помощь населению оказывается Федеральным медико-биологическим агентством России (ФМБА России)(3).

Часть 2: такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.

Комментарий к ст. 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Часть 1: к социально значимым заболеваниям относятся: туберкулез; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; гепатиты B и C; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); злокачественные новообразования; сахарный диабет; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.


(1) Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 33. – Ст. 3998.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 28. – Ст. 2898.
(3) Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» (в ред. от 24.03.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 16. – Ст. 1456.


К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, отнесены: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные гемморагические лихорадки; гельминтозы; гепатиты B и C; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра; малярия; педикулез, аскариаз и другие инфестации; сап и мелиоидоз; сибирская язва; туберкулез; холера; чума.

Часть 2: перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

Часть 3: такие особенности установлены, например, гл. II ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации ВИЧ-инфекции».

Комментарий к ст. 44. Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями
Часть 1: единственным критерием отнесения заболевания к категории орфанных закон называет уровень его распространения. Орфанным признается заболевание с уровнем заболевания, не превышающим 0,1‰ (одна десятая промилле).

Часть 2: в настоящее время такой перечень не сформирован.

Часть 3: в настоящее время такой перечень не сформирован.

Часть 4: в настоящее время такой регистр не сформирован.

Часть 5: в настоящее время такой порядок не утвержден.

Часть 6: в настоящее время такая практика отсутствует.

Комментарий к ст. 45. Запрет эвтаназии
Лицо, совершившее акт эвтаназии в отношении человека, подлежит уголовной ответственности по ст. 105 «Убийство» УК РФ.

Комментарий к ст. 46. Медицинские осмотры, диспансеризация
Часть 1: ч. 1 ст. 46 дает легальное определение дефиниции «медицинский осмотр».

Часть 2: ч. 2 ст. 46 закрепляет закрытый перечень видов медицинских осмотров.

Часть 3: углубленные осмотры предусмотрены для детей, направляемых во Всероссийские детские центры «Океан» и «Орленок»(1), работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами(2) и некоторых других категорий граждан.

Часть 4: ч. 4 ст. 46 дает легальное определение дефиниции «диспансеризация».

Часть 5: в настоящее время установлены порядки прохождения диспансеризации отдельно для различных категорий граждан, например приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.02.2010 № 55н.


(1) Приказ Минздрава РФ от 20.02.2002 № 58 «О направлении детей во Всероссийские детские центры «Океан» и «Орленок».
(2) Приказ Фонда социального страхования от 27.02.2007 № 63 «Об утверждении реестра, содержащего сведения о результатах углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» // Российская газета. – 2007. – № 67.


Часть 6: обязательной диспансеризации подлежат, в частности, лица из категории  реконвалесцентов(1).

Часть 7: см. комментарий к ч. 5.

Комментарий к ст. 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)
Часть 1: ч. 1 ст. 47 относит трансплантацию к крайнему методу лечения. Формулировка повторяет ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Часть 2: ч. 2 ст. 47 повторяет положения ч. 2 ст. 1 Закона «О трансплантации органов и тканей человека», дополняя ее при этом положением о надлежащем оформлении предусмотренного действия.

Часть 3: ч. 3 ст. 47 повторяет положения ч. 1 ст. 3 Закона «О трансплантации органов и тканей человека».

Часть 4: см. комментарий к ст. 20.

Часть 5: ч. 5 ст. 47 основана на положениях ч. 3 ст. 3 Закона «О трансплантации органов и тканей человека».

Часть 6: согласно абз. 3 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О погребении и похоронном деле» каждый вправе выразить пожелание (волеизъявление) в устной или письменной форме о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела.

Часть 7: ч. 3 ст. 5 ФЗ «О погребении и похоронном деле» дает более широкий перечень лиц, которые вправе дать согласие на изъятие органов умершего человека после его смерти – это иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых – иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Часть 8: ч. 8 ст. 47 сужает круг лиц, уполномоченных давать согласие на изъятие для трансплантации органов и тканей несовершеннолетнего умершего, до персон его родителей. Родителем в данном случае является и усыновитель лица. Совершеннолетним лицом считается гражданин с 0 часов суток, следующих за днем его восемнадцатилетия.

Часть 9: см. комментарий к ч. 4 ст. 22.

Часть 10: в ч. 10 ст. 47 закреплена юридическая презумпция согласия на изъятие органов или тканей. Эта же презумпция закреплена в ст. 8 ФЗ «О погребении и похоронном деле»(2).

Часть 11: см. комментарий к ст. 66.

Часть 12: ч. 12 ст. 47 основана на положениях ч. 2 ст. 10 Закона «О трансплантации органов и тканей человека».

Часть 13: принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность по ст. 120 УК РФ.

Часть 14: абз. 6 п. 2 постановления ВС РФ от 22.12.1992 № 4181-1 предписано создать региональные независимые координационные центры учета и распределения донорских органов.

Часть 15: имеется в виду Закон «О трансплантации органов и тканей человека».


(1) См. разд. ХIV Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. № 129) // Российская газета. – 20.06.2003. – № 119/1.
(2) См.: Вестник Конституционного Суда РФ. – 2004. – № 3.


Комментарий к ст. 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей
Часть 1: ч. 1 ст. 48 регламентирует структуру врачебной комиссии.

Часть 2: ч. 2 ст. 48 закрепляет цели деятельности врачебной комиссии и оформление результатов ее деятельности.

Часть 3: ч. 3 ст. 48 дает легальное определение термина «консилиум врачей».

Часть 4: ч. 4 ст. 48 закрепляет цели деятельности консилиума врачей и оформление результатов его деятельности.

Комментарий к ст. 49. Медицинские отходы
Часть 1: ч. 1 ст. 49 дает легальное определение термина «медицинские отходы».

Часть 2: ч. 2 ст. 49 соответствует классификации медицинских отходов, предусмотренной разд. II СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163(1)).

Часть 3: см.: СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Комментарий к ст. 50. Народная медицина

Часть 1: ч. 1 ст. 50 дает легальное определение термина «народная медицина».

Часть 2: ч. 2 ст. 50 в качестве документа, предусматривающего допуск к занятию народной медицины, называет разрешение. Ранее таким документом был диплом целителя.

Часть 3: см.: письмо Росздравнадзора от 27.04.2006 № 01 И-363/06 «О деятельности народных целителей»(1).

Часть 4: ч. 4 ст. 50 повышен уровень нормативного регулирования занятия народной медициной с муниципального до регионального.

Часть 5: ч. 5 ст. 50 предусматривает лишение гражданина разрешения на занятие народной медициной в административном (внесудебном) порядке.

Часть 6: граждане не вправе претендовать на оплату услуг народных целителей за счет средств бюджетов, а также средств обязательного медицинского страхования.

Часть 7: административная ответственность предусмотрена ст. 6.2 КоАП РФ.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что ст. 50 комментируемого Закона не воспроизвела ранее действовавший запрет на сеансы массового целительства.

Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи
и репродуктивного здоровья

Комментарий к ст. 51. Права семьи в сфере охраны здоровья
Часть 1: ч. 1 ст. 51 предусматривает возможность получения медико-консультативной помощи по ряду вопросов без наличия каких-либо явно выраженных медицинских показаний для этого. Количество консультаций не может быть ограничено.

Часть 2: ч. 2 ст. 51 вводит в российское законодательство новеллу, согласно которой запрещается взимание платы за реализацию отцом (иным членом семьи) права присутствия при родах.


(1) Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. – 2006. – Вып. 6.


Определение понятия «семья» дается в абз. 4 ст. 1 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Часть 3: ч. 3 ст. 51 приемлет ранее действовавшее право на совместное нахождение с ребенком в медицинском учреждении (ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) и разграничивает случаи платного и бесплатного вариантов реализации этого права.

Комментарий к ст. 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
Часть 1: государственная поддержка материнства декларирована ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.

Часть 2: такие программы утверждаются постановлениями Правительства РФ на каждый год.

Часть 3: см.: СанПиН 2.3.2.1940-05. 2.3.2. «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 № 3); письмо Минздравсоцразвития России от 15.05.2006 № 15-3/691-04 «Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет».

Комментарий к ст. 53. Рождение ребенка
Часть 1: см. п. 1 и 2 приложения 1 приказа-постановления Минздрава России и Госкомстата России от 04.12.1992 № 318/190.

Часть 2: такой документ подлежит представлению в органы ЗАГС в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Часть 3: часть таких критериев содержится в приказе-постановлении Минздрава России и Госкомстата России от 04.12.1992 № 318/190.

Массой при рождении считается результат первого взвешивания плода или новорожденного, зарегистрированный после рождения. Эта масса должна быть установлена предпочтительно в течение первого часа жизни до того, как в постнатальном периоде произойдет значительная потеря массы. Измерение длины новорожденного (плода) должно обязательно производиться при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере. Новорожденные (плоды), родившиеся с массой тела до 2500 г, считаются плодами с низкой массой при рождении; до 1500 г – с очень низкой; до 1000 г – с экстремально низкой (п. 3 приложения 1 приказа-постановления Минздрава России и Госкомстата России от 04.12.1992 № 318/190).

Комментарий к ст. 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
Часть 1: ч. 1 ст. 54 содержит перечень прав специального субъекта правоотношений в сфере охраны здоровья – несовершеннолетнего.

Часть 2: см. комментарий к ст. 20.

Часть 3: таким правом пользуются дети до 0 часов суток, следующих за их пятилетием.

Комментарий к ст. 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий
Часть 1: в ч. 1 ст. 55 дается легальное определение термина «вспомогательные репродуктивные технологии».

Часть 2: такой порядок утвержден приказом Минздрава России от 26.02.2003 № 67.

Часть 3: см. комментарий к ст. 20.

Часть 4: с целью предупреждения наследственных заболеваний, сцепленных с полом, при преимплантационной диагностике осуществляются диагностика моногенных и хромосомных дефектов у ооцитов и эмбриона, а также определение пола эмбриона.

Преимплантационная диагностика разработана для женщин, имеющих высокий риск рождения детей с наследственной патологией, как альтернативный метод пренатальной диагностики. Главным преимуществом преимплантационной диагностики является возможность отказа от инвазивных вмешательств на плодном яйце и прерывания беременности в случае выявления патологии. Исследования могут быть проведены на полярных тельцах ооцитов и/или ядрах бластомеров эмбриона.

Показания к проведению преимплантационной диагностики – риск рождения детей с мутацией любого изолированного гена или хромосомных аномалий, выявленных в результате медико-генетического обследования (клинико-генеалогическое исследование, кариотипирование и др.).

Диагностика проводится с использованием методов флюоресцентной гибридизации in situ (ФИШ) или полимеразной цепной реакции (ПЦР)(1).

Часть 5: возможна криоконсервация спермы, ооцитов, эмбрионов и биоматериала, полученного из яичка(2).

Часть 6: согласно ч. 3 п. 4 ст. 1349 ГК РФ использование человеческих эмбрионов в  промышленных и коммерческих целях не может быть объектом патентных прав.

Часть 7: требования, предъявляемые к донорам ооцитов: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; отсутствие выраженных фенотипических проявлений; соматическое здоровье(3).

Рождение 20 детей от одного донора на 800 тыс. населения региона является основанием для прекращения использования этого донора для реципиентов этого региона(4).

Требования, предъявляемые к донорам спермы: возраст от 20 до 40 лет; отсутствие отклонений в нормальных органометрических и фенотипических признаках(5).

Часть 8: личные данные доноров при этом кодируются(6).

Часть 9: в ч. 9 ст. 55 дается легальное определение термина «суррогатное материнство».

Часть 10: согласно абз. 2 ч. 4 ст. 51 СК РФ лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).


(1) Разд. 5 приложения 1 к приказу Минздрава России от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».
(2) Там же, разд. 6.
(3) Там же.
(4) Там же.
(5) Там же.
(6) Там же.


В соответствии с ч. 3 ст. 52 СК РФ супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.

При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка (п. 5 ст. 16 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Комментарий к ст. 56. Искусственное прерывание беременности
Часть 1: форма информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель рекомендована приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2007 № 335.

Часть 2: прерывание беременности на сроке до 12 недель называется артифициальным абортом, а в ранние сроки – миниабортом.

Часть 3: ч. 3 ст. 56 дифференцирует сроки производства аборта в зависимости от сроков беременности.

Часть 4: см. приказ Минздрава России от 14.10.2003 № 484, письмо Минздравсоц раз вития России от 18.01.2007 № 290-ВС «О порядке организации оказания медицинской помощи при проведении операции искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям».

Часть 5: перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности закреплен постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 № 485.

К таким показаниям относятся: наличие решения суда о лишении или об ограничении  родительских прав; беременность в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие инвалидности I – II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.

Часть 6: такой перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 03.12.2007 № 736.

Часть 7: ч. 7 ст. 56 предусмотрен судебный порядок разрешения на искусственное прерывание беременности несовершеннолетней невменяемой пациентки.

Часть 8: содеянное следует квалифицировать по ст. 123 УК РФ.

Комментарий к ст. 57. Медицинская стерилизация
Часть 1: ч. 1 ст. 57 содержит условия, соблюдение которых делает допустимым применение к гражданину медицинской стерилизации.

Часть 2: ч. 2 ст. 57 предусмотрен судебный порядок разрешения на медицинскую стерилизацию совершеннолетнего невменяемого пациента.

Часть 3: такой перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.03.2009 № 121н.

Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование

Комментарий к ст. 58. Медицинская экспертиза
Часть 1: в ч. 1 ст. 58 дается легальное определение термина «медицинская экспертиза».

Часть 2: ч. 2 ст. 58 содержит исчерпывающий перечень видов медицинских экспертиз.

Часть 3: такое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574. Единственным случаем, упомянутым в названном положении, является несогласие гражданина с заключением ведомственной экспертизы. Часть 4: см. комментарий к ст. 61.

Комментарий к ст. 59. Экспертиза временной нетрудоспособности
Часть 1: экспертиза временной нетрудоспособности – вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности  проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную  деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности (п. 1.1 приложения 1 к приказу Минздравмедпрома России от 13.01.1995 № 5).

Часть 2: листок нетрудоспособности выдают: лечащие врачи медицинских организаций; фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций (далее – фельдшеры и зубные врачи), иные работники со средним медицинским образованием в отдельных случаях – по решению органа исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения; лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения – по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ(1).

Часть 3: максимальный срок продления листка нетрудоспособности не установлен.

Часть 4: при отказе гражданина от направления на МСЭ или несвоевременной его явке на МСЭ по неуважительной причине листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа от направления на МСЭ или регистрации документов в учреждении МСЭ; сведения об этом указываются в листке нетрудоспособности и в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного(2).

Часть 5: в строке листка нетрудоспособности «Причина нетрудоспособности» в ячейках «код ? ? » указывается соответствующий двухзначный код(3).

Часть 6: такой порядок утвержден приказом Минздравмедпрома России от 13.01.1995 № 5.

Часть 7: см. приказ Минздрава России и Фонда социального страхования РФ от 06.10.1998 № 291/167 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности».

Комментарий к ст. 60. Медико-социальная экспертиза
Часть 1: к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главное бюро медикосоциальной экспертизы по  соответствующему субъекту РФ, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных  территорий, имеющие филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.11.2009 № 906н).


(1) Пункты 2 и 3 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н // Российская газета. – 2011. – 11 июля.
(2) Там же, п. 30.
(3) Там же, п. 57.


Часть 2: т. е. в соответствии со ст. 8 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Комментарий к ст. 61. Военно-врачебная экспертиза
Часть 1: ч. 1 ст. 61 содержит относительно открытый перечень целей, для достижения которых может быть проведена военно-врачебная экспертиза.

Часть 2: положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123(1).

Часть 3: требования к состоянию здоровья граждан в связи с воинской службой содержатся в приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе.

Часть 4: ч. 4 ст. 61 уравнивает требования к состоянию здоровья военнослужащих и  альтернативных служащих.

Часть 5: выводы, содержащиеся в заключении военно-врачебной экспертной комиссии, могут быть опровергнуты только в судебном порядке.

Часть 6: положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574.

Часть 7: независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (п. 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Часть 8: см. п. 5 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе.

Часть 9: в данном случае термин «законодательство РФ» следует толковать ограничительно – только как федеральные конституционные законы РФ и федеральные законы РФ.

Комментарий к ст. 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Часть 1: особенности производства экспертиз этих двух видов закреплены в гл. IV ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Часть 2: Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522. Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н.

Комментарий к ст. 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией
Часть 1: ч. 1 ст. 63 называет цель, для достижения которой может быть проведена экспертиза профпригодности.


(1) Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 10. – Ст. 902.


Часть 2: право на осуществление экспертизы профпригодности по результатам  проведения предварительных и периодических медицинских осмотров предоставляяется лечебно-профилактическим организациям (учреждениям) всех организационноправовых форм, имеющих лицензию на данный вид деятельности(1).

Часть 3: в настоящее время такой порядок не утвержден.

Часть 4: ч. 4 ст. 63 называет цель, для достижения которой может быть проведена экспертиза связи заболевания с профессией.

Часть 5 : право на осуществление экспертизы связи заболеваний с профессией предоставляется государственным (муниципальным) центрам профпатологии (Минздрава России на базе НИИ медицины труда РАМН, территориальным в субъектах РФ и ведомственным) и научно-исследовательским институтам системы Минздрава России, РАМН, имеющим в своей структуре клиники профпатологии, при наличии лицензии на данный вид деятельности(2).

Часть 6: в настоящее время такой порядок не утвержден.

Комментарий к ст. 64. Экспертиза качества медицинской помощи
Часть 1: ч. 1 ст. 64 содержит закрытый перечень целей, для достижения которых может быть проведена военно-врачебная экспертиза.

Экспертиза качества медицинской помощи – выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи (ч. 6 ст. 40 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Часть 2: в настоящее время такие критерии не сформированы.

Часть 3: экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач – специалист, имеющий высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи (ч. 7 ст. 40 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Часть 4: такой порядок утвержден приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230.

Комментарий к ст. 65. Медицинское освидетельствование
Часть 1: ч. 1 ст. 65 дает легальное определение термина «медицинское освидетельствование».


(1) Методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ и НИИ медицины труда РАМН от 29.12.2000 № 2000/262 «Методика лицензирования медицинской деятельности по экспертизе профпригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией» // Охрана здоровья работающих и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. – М. : МЦФЭР, 2002.
(2) Там же.


Часть 2: ч. 2 ст. 65 содержит закрытый перечень видов медицинского освидетельствования.

Часть 3: см. комментарий к ч. 5 ст. 25.

Часть 4: см. комментарий к ч. 2 ст. 25.

Часть 5: согласно ст. 23 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые
в связи со смертью человека

Комментарий к ст. 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий
Часть 1: смерть человека наступает в результате гибели организма как целого. В процессе умирания выделяют стадии: агонию, клиническую смерть, смерть мозга и биологическую смерть(1).

Часть 2: смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека(2).

Часть 3: для проведения специальных исследований в состав комиссии включаются специалисты по дополнительным методам исследований с опытом работы по специальности не менее 5 лет, в том числе и приглашаемые из других учреждений на консультативной основе. Назначение состава комиссии и утверждение протокола установления смерти мозга производится заведующим реанимационным отделением, где находится больной, а во время его отсутствия – ответственным дежурным врачом учреждения(3).

Часть 4: посмертные изменения имеют функциональные, инструментальные, биологические и трупные признаки(4).

Часть 5: ответственными за постановку диагноза смерти человека являются врачи, установившие смерть мозга, того лечебно-профилактического учреждения, где больной умер(5).

Часть 6: см. разд. III Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга.

Часть 7: см. разд. III Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга.

Часть 8: протокол установления смерти человека – см. приложение к Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга.


(1) Пункт 1 Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утв. приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 73 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – № 25.
(2) Раздел I Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2001 № 460 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2002. – № 5.
(3) Там же, п. 6.1.
(4) Пункт 2 Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий.
(5) Пункт 6.4. Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга.


Комментарий к ст. 67. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Часть 1: патолого-анатомическое вскрытие производится в патолого-анатомических бюро и отделениях лечебно-профилактических учреждений(1).

Часть 2: порядок проведения патолого-анатомических вскрытий утвержден приказом Минздравмедпрома России от 29.04.1994 № 82.

Часть 3: см.: Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2008 № КАС08-243 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 19.03.2008 № ГКПИ08-527, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.2 раздела II и пункта 1.2 раздела III Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 29.04.1994 № 82».

Часть 4: см. разд. III Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий.

Часть 5: в ч. 5 ст. 67 перечислен исчерпывающий круг лиц, которые могут требовать выдачи им заключения о причине смерти и диагнозе.

Часть 6: кроме того, при проведении паталого-анатомического вскрытия в обязательном порядке присутствует лечащий врач в случаях смерти пациента в стационаре(2).

Часть 7: такая жалоба подается в суд общей юрисдикции в соответствии с требованиями ГПК РФ.

Часть 8: при вскрытии трупа не допускается обезображивание открытых частей тела(3).

Комментарий к ст. 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека
Часть 1: согласно ч. 1 ст. 10 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения.

Часть 2: при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено  законодательством РФ (ч. 1 ст. 12 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники,
медицинские организации

Комментарий к ст. 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
Часть 1: ч. 1 ст. 69 изменены требования к набору документов, подтверждающих право на занятие медицинской деятельностью в РФ. Если по ранее действовавшим Основам законноательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 54) диплом о специальном образовании должен был быть дополнен сертификатом специалиста и лицензией, то теперь – только свидетельством об аккредитации.


(1) Пункт 1 разд. I Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утв. приказом Минздравмедпрома России от 29.04.1994 № 82 // Российские вести. – 1994. – № 108.
(2) Пункт 11 разд. II Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий.
(3) Пункт 1 разд. I Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий.


Часть 2: для занятия фармацевтической деятельностью должно быть соблюдено два условия: наличие специального образования; наличие свидетельства об аккредитации. Это – либо свидетельство об аккредитации специалиста-фармацевта (п. 1 ч. 2 ст. 69), либо свидетельство об аккредитации специалиста-медика (п. 2 ч. 2 ст. 69), поскольку право на занятие медицинской деятельностью возникает только при наличии такого свидетельства (ч. 1 ст. 69).

Часть 3: ч. 3 ст. 69 дает легальное определение термина «аккредитация специалиста» применительно к сфере здравоохранения.

Часть 4: ч. 4 ст. 69 содержит правило о профессиональной дисквалификации специалиста, перерыв стажа деятельности которого составляет пять лет, а также правило о преодолении такой дисквалификации.

Часть 5: соответствие специальностей среднего медицинского персонала должностям специалистов устанавливается на основании Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.01.1999 № 18.

Часть 6: Порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержден постановлением Правительства РФ  от 07.02.1995 № 119.

Часть 7: такие действия квалифицируются по ст. 235 УК РФ.

Комментарий к ст. 70. Лечащий врач
Часть 1: определение термина «лечащий врач» дается в п. 15 ст. 2. Пункт 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предусматривает, что выбор врача производится путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Часть 2: ч. 2 ст. 70 формулирует перечень профессиональных обязанностей лечащего врача по отношению к своему пациенту, а также запрет врачей-консультантов на лечение пациента без учета мнения лечащего врача.

Часть 3: ч. 3 ст. 70 сформулирована таким образом, что в случае невозможности исполнения руководителем медицинской организации своей обязанности на замену лечащего врача, отказавшегося от лечения пациента, он не должен согласовывать такой отказ.

Часть 4: положения ч. 4 ст. 70 необходимо толковать расширительно, вменяя в обязанность лечащему врачу информировать пациента не только о возможности получения медпрепаратов бесплатно, но и о возможности получения бесплатного аналога или заменителя такого препарата, который рекомендуется лечащим врачом, но бесплатно предоставлен быть не может.

Кроме того, согласно п. 2.7 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных (приложение № 13 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.02.2007 № 110) при выписывании рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, обязательно указывается номер телефона, по которому работник аптечной организации может согласовать с лечащим врачом (врачом-специалистом, врачебной комиссией медицинской организации) синонимическую замену лекарственного препарата.

Часть 5: в ч. 5 ст. 70 дается легальное определение термина «диагноз».

Часть 6: ч. 6 ст. 70 является рекомендательной нормой, регулирующей содержание диагноза.

Часть 7: ч. 7 ст. 70 допускает делегирование функций лечащего врача на отдельные категории медицинских работников.

Комментарий к ст. 71. Клятва врача
Часть 1: клятва врача дается в высшем медицинском учебном заведении.

Часть 2: торжественной является обстановка собрания с присутствием должностных лиц и профессорско-преподавательского состава учебного заведения, возможно приглашение иных лиц.

Комментарий к ст. 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
Часть 1: положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 808н.

Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 705н.

Часть 2: наличие дополнительных гарантий и мер социальной поддержки не должно влечь снижение базового набора таких гарантий и мер, предусмотренных ч. 1 этой же статьи.

Комментарий к ст. 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников
Часть 1: любой работник сферы здравоохранения в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться этическими принципами, составляющими, в отличие от юридических, моральные основы медицинской практики.

Этика (лат., греч.) – «долг», «благо» – учение о морали, ее сущности, значении для человека и общественной истории, а также система норм нравственного поведения человека. Основные принципы медицинской этики: делай благо; не навреди; уважай автономию; будь справедлив. Деонтология – учение о должном.

Часть 2: ч. 2 ст. 73 содержит перечень основных обязанностей медицинского работника.

Часть 3: ч. 3 ст. 73 распространяет действие некоторых пунктов предыдущей части этой же нормы на фармацевтических работников.

Комментарий к ст. 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности
Часть 1: ч. 1 ст. 74 содержит ряд запретов, налагаемых на медицинских работников с целью обеспечения с их стороны объективного принятия решения о применении в лечении медицинского препарата. Принятие такого решения должно быть свободно от лоббирования, пиар-мероприятий и прямого подкупа со стороны производителей любой медицинской продукции.

Часть 2: цель ч. 2 ст. 74 аналогична цели предыдущей части той же статьи, но ее формулировка учитывает специфику фармацевтической деятельности.

Часть 3: в настоящее время такая ответственность не предусмотрена.

Комментарий к ст. 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
Часть 1: ч. 1 ст. 75 дает легальное определение термина «конфликт интересов» применительно к сфере здравоохранения.

Часть 2: ч. 2 ст. 75 вменяет в обязанность представителям медицинских и фармацевтических учреждений и предприятий уведомлять о наличии конфликта интересов указанных в законе субъектов.

Часть 3: исчисление семидневного срока, установленного ч. 3 ст. 75, производится по правилам гл. 11 ГК РФ.

Часть 4: конфликтная комиссия образуется посредством издания приказа.

Часть 5: в настоящее время такое положение не утверждено.

Комментарий к ст. 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
Часть 1: организации, упомянутые в ч. 1 ст. 76, не являются профессиональными союзами, так как цели их деятельности не совпадают с целями деятельности профсоюзов, закрепленными в ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Часть 2: ч. 2 ст. 76 наделяет медицинские профессиональные некоммерческие организации (МПНК) правом подзаконного нормотворчества.

Часть 3: ч. 3 ст. 76 наделяет дополнительными административными полномочиями медицинские профессиональные некоммерческие организации, соответствующие установленному критерию по численности членов.

Часть 4: при таком подходе законодателя медицинские профессиональные некоммерческие организации в зависимости от численности могут быть охарактеризованы как:
– доминирующие, т. е. способные пользоваться полномочиями, предоставленными ч. 3 той же статьи в преимущественном порядке, такими организациями будут организации, включающие 50% + 1 медицинского работника одного субъекта Федерации;
– блокирующие, т. е. способные пользоваться полномочиями, предоставленными ч. 3 той же статьи, на равных с иными организациями (например, четыре организации, каждая из которых объединяет по 25% медработников одного субъекта Федерации, или две организации, членами которых являются по 50% медработников и т. п.).

Ввиду множественности критериев членства в медицинских профессиональных некоммерческих организациях, установленных ч. 1 ст. 76, и отсутствием запрета на членство одного лица сразу в нескольких организациях встает ряд практических вопросов:
1) в случае если разными организациями будут приняты протоколы лечения по одному вопросу, но с разными нормативными требованиями, какой из них будет иметь приоритет (например, при принятии протокола лечения ОРЗ одновременно МПНК N-ской области «Ассоциация медицинских работников», МПНК N-ской области «Ассоциация врачей» и МПНК N-ской области «Ассоциация терапевтов»)?

2) если лицо состоит членом сразу нескольких МПНК, то в случае противоречащих требований к своей деятельности, какой из них он должен подчиняться?

Часть 5: в настоящее время такой порядок не установлен.

Комментарий к ст. 77. Особенности подготовки медицинских работников  и фармацевтических работников

Часть 1: ч. 1 ст. 77 посвящена нормативному регулированию учебной базы, подлежащей использованию при практическом обучении работников сферы здравоохранения.

Часть 2: ч. 2 ст. 77 вводит договорные начала в сферу подготовки специалистов в сфере здравоохранения.

Часть 3: безвозмездность подготовки не исключает необходимости заключения договора (безвозмездного).

Часть 4: в настоящее время такой порядок не установлен.

Часть 5: в настоящее время такой порядок не установлен.

Часть 6: ч. 6 ст. 77 обеспечивает реализацию права пациента на квалифицированную медицинскую помощь.

Комментарий к ст. 78. Права медицинских организаций
Статья 78 содержит закрытый перечень прав медицинских организаций.

Комментарий к ст. 79. Обязанности медицинских организаций
Часть 1: ч. 1 ст. 79 содержит перечень обязанностей, общих для всех медицинских учреждений.

Часть 2: ч. 2 ст. 79 содержит перечень дополнительных обязанностей для медицинских учреждений, оказывающих гражданам бесплатную медицинскую помощь.

Глава 10. Программа государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Комментарий к ст. 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Часть 1: ч. 1 ст. 80 определены границы гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Часть 2: такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1938-р.

Часть 3: ч. 3 ст. 80 налагает абсолютный запрет на взимание платы с пациентов за определенный перечень медицинских услуг. Такая оплата не может быть принята работником сферы  здравоохранения даже при наличии согласия пациента или по его просьбе.

Часть 4: ранее такие программы утверждались сроком на один год, см. постановление Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год».

Часть 5: ч. 5 ст. 80 содержит требования к содержанию программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Часть 6: ч. 6 ст. 80 содержит требования к содержанию программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части медицинской помощи, оказание которой осуществляется за счет федеральных бюджетных ассигнований.

Часть 7: ч. 7 ст. 80 закрепляет перечень факторов, с учетом которых формируются программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной период.

Комментарий к ст. 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Часть 1: в рамках территориальных программ за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, медицинской помощи работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, населению закрытых административно-территориальных образований,  наукоградов РФ, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, а также оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе(1).

Часть 2: ч. 2 ст. 81 определены границы гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территориальном уровне.

Часть 3: см. например, постановление Правительства Москвы от 06.04.2010 № 290-ПП.

Часть 4: ч. 4 ст. 81 закрепляет перечень факторов, с учетом которых формируются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной период.

Часть 5: такой мониторинг проводится с использованием Методических рекомендаций о порядке формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (утв. Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 № 2510/9257-01-34, № 31-59/40-1).

Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья

Комментарий к ст. 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
Финансирование сферы здравоохранения предполагает три основных источника поступления средств: бюджетный, включающий бюджеты вех уровней; страховой, включающий только обязательное страхование; частный, включающий оплату пациентами, пожертвования и пр.


(1) Программа на 2012 г.


Комментарий к ст. 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения

Часть 1: ч. 1 ст. 83 перечисляет источники финансирования первичной медикосанитарной помощи.

Часть 2: ч. 2 ст. 83 перечисляет источники финансирования специализированной медицинской помощи.

Часть 3: ч. 3 ст. 83 перечисляет источники финансирования скорой медицинской помощи.

Часть 4: ч. 4 ст. 83 перечисляет источники финансирования паллиативной медицинской помощи.

Часть 5: ч. 5 ст. 83 перечисляет источники финансирования санаторно-курортного лечения, исключая реабилитационное лечение.

Часть 6: ч. 6 ст. 83 перечисляет источники финансирования медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций.

Часть 7: согласно ч. 7 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической  реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим определяется Правительством РФ.

Порядок оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911.

Часть 8: см. комментарий к ст. 26.

Часть 9: зарегистрированными на территории РФ в установленном законом порядке считаются граждане, прошедшие процедуру регистрации, регламентированную постановлением  Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

Часть 10: см. Программу на 2012 г.

Часть 11: см. Программу на 2012 г.

Комментарий к ст. 84. Оплата медицинских услуг
Часть 1: платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи (п. 2 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27, далее – Правила предоставления платных медицинских услуг).

Часть 2: предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон (п. 11 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Часть 3: медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ (п. 5 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Часть 4: потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о расчете стоимости оказанной услуги (п. 13 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Часть 5: государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением (п. 4 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Часть 6: государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам (п. 7 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Часть 7: такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27.

Часть 8: распространение на пациентов положений Закона РФ «О защите прав потребителей» влечет серьезные практические последствия, в том числе:
– освобождение пациента от оплаты госпошлины при обращении в суд (ч. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»);
– возможность использования специальных правил территориальной подсудности, закрепленной ч. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора;
– наделение пациента правами потребителя, закрепленными в ч. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с этой нормой потребитель в случае обнаружения в товаре (услуге) недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору (п. 17 Правил предоставления платных медицинских услуг): назначить новый срок оказания услуги; потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; потребовать исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков;
– возможность требовать компенсации морального вреда (ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»).

Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья

Комментарий к ст. 85. Контроль в сфере охраны здоровья
Статья 85 формирует содержание функции контроля в сфере охраны здоровья.

Комментарий к ст. 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья
Часть 1: ч. 1 ст. 86 закрепляет полномочия контрольных органов в сфере здравоохранения.

Часть 2: ч. 2 ст. 86 закрепляет полномочия должностных лиц контрольных органов в сфере здравоохранения.

Комментарий к ст. 87. Контроль качества и безопасности медицинской Деятельности

Часть 1: государственным является контроль, при котором деятельность субъекта медицинских правоотношений проверяется государственным гражданским служащим Росздравнадзора. Ведомственным является контроль, при котором деятельность субъекта медицинских правоотношений проверяется должностным лицом того министерства, которому структурно подчинено учреждение здравоохранения.

Внутренним является контроль, проводимый должностным лицом проверяемого учреждения здравоохранения.

Часть 2: в ч. 2 ст. 87 фактически закреплены не пути контроля, а пути обеспечения надлежащего уровня качества. В связи с этим формулировку данной нормы следует признать ошибочной. Контроль предполагает проведение контрольных мероприятий, таких как ревизия, плановая и внеплановая проверка, контрольная закупка, экспертиза качества и пр.

Комментарий к ст. 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Часть 1: см. комментарий к ч. 9 ст. 15.

Часть 2: ч. 2 ст. 89 закрепляет закрытый перечень контрольных мероприятий, которые возможны к проведению в рамках государственного контроля в сфере здравоохранения.

Часть 3: в настоящее время такой порядок не установлен.

Комментарий к ст. 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Часть 1: см. комментарий к ч. 2 ст. 88.

Часть 2: такие нормативно-правовые порядки распространяются только на служащих соответствующего ведомства.

Комментарий к ст. 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Такой порядок устанавливается на уровне локального нормотворчества.

Комментарий к ст. 91. Информационные системы в сфере здравоохранения
Часть 1: приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04.2011 № 364 утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения1. Во введении к этой Концепции дается следующее определение: «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения представляет собой совокупность информационно технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения».


(1) Здравоохранение. – 2011. – № 7, 8.


Часть 2: в соответствии с п. 5.5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ ведение федеральных баз данных и иных информационных ресурсов, в том числе ведение реестров и регистров в области здравоохранения и социального развития отнесено к полномочиям этого федерального министерства.

Часть 3: см. приказ Федерального фонда ОМС от 07.04.2011 № 79 «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка  информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования».

Комментарий к ст. 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности
Часть 1: создание единой информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам РФ в рамках реализации предоставления государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на основе медицинского приложения универсальной электронной карты запланировано к 2015 г.(1).

Часть 2: см. комментарий к ч. 2 ст. 91.

Часть 3: в настоящее время такой порядок не определен.

Часть 4: условия и процедура обработки персональных данных регламентируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»(2).

Комментарий к ст. 93. Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг
Статья 93 содержит закрытый перечень сведений, подлежащих обработке при ведении персонифицированного учета лиц, участвующих в оказании медицинских услуг.

Комментарий к ст. 94. Сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги
Статья 94 содержит закрытый перечень сведений, подлежащих обработке при ведении персонифицированного учета пациентов.

Комментарий к ст. 95. Государственный контроль за обращением медицинских изделий
Часть 1: ч. 1 ст. 95 относит государственный контроль за обращением медицинских изделий на территории РФ к обязательному виду контроля.

Часть 2: в этих целях в структуре Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития создано Управление организации государственного контроля обращения медицинской продукции.


(1) Пункт 12 Подпрограммы 1 Государственной программы РФ «Информационное общество (2011– 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 46. – Ст. 6026.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. I). – Ст. 3451.


Часть 3: ч. 3 ст. 95 определяет предмет данного вида контроля.

Часть 4: ч. 4 ст. 95 определяет способы данного вида контроля.

Комментарий к ст. 96. Мониторинг безопасности медицинских изделий
Часть 1: побочное действие – реакция организма, возникшая в связи с применением  лекарственного препарата в дозах, рекомендуемых в инструкции по его применению, для профилактики, диагностики, лечения заболевания или для реабилитации (п. 50 ст. 4 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Часть 2: таким уполномоченным органом является Росздравнадзор.

Часть 3: см.: письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22.04.2009 № 01-6819/09.

Часть 4: в этом случае ответственность наступает по ст. 19.7 КоАП РФ или ст. 237 УК РФ.

Часть 5: в настоящее время такой порядок не утвержден.

Часть 6: см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 758н.

Часть 7: информация о возобновлении обращения медицинского изделия размещается на интернет-сайте в соответствии с ч. 8 этой же статьи.

Часть 8: адрес сайта: http://www.roszdravnadzor.ru/

Комментарий к ст. 97. Медицинская статистика
Часть 1: ч. 1 ст. 97 дает легальное определение словосочетанию «медицинская статистика».

Часть 2: таким уполномоченным органом является Минздравсоцразвития России.

Часть 3: см. приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2010 № 242н.

Часть 4: размещение такой информации на интернет-сайте осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья Комментарий к ст. 98. Ответственность в сфере охраны здоровья
Часть 1: в письме «О методических рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования» (утв. ФФОМС 27.04.1998)(1) даются разъяснения относительно видов нарушений прав пациента и способов защиты их прав.

Часть 2: вред (ущерб) – это реальный ущерб, причиненный жизни, здоровью застрахованного, а также упущенная им выгода, связанные с действием или бездействием работников учреждений здравоохранения, независимо от форм собственности, или частнопрактикующих врачей (специалистов, работников) при оказании медицинской и (или) лекарственной помощи и подлежащие возмещению.

Вред (ущерб) может быть материальный и моральный.

Часть 3: согласно ст. 1064 ГК РФ вред (ущерб), причиненный личности (в системе обязательного медицинского страхования – застрахованному), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ущерб).


(1) Письмо ФФОМС от 05.05.1998 № 1993/36.1-и // Здравоохранение. – 1998. – № 8.


Законом обязанность возмещения вреда (ущерба) может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ущерба).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской или лекарственной помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба.

Лица, совместно причинившие вред (ущерб), отвечают перед потерпевшим солидарно (ст. 1080 ГК РФ).

В случае когда лицо возместило вред (ущерб), причиненный другим лицом, оно имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст. 1081 ГК РФ).

Часть 4: в УК РФ ряд статей напрямую затрагивает права пациентов, среди которых: ст. 109, 118, 123, 124, 128, 233, 235.

Глава 14. Заключительные положения

Комментарий к ст. 99. Признание не действующими на территории РФ отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и РФ (их отдельных положений)
Статья 99 посвящена лишению юридической силы нормативных правовых актов в связи со вступлением в силу комментируемого Закона.

Комментарий к ст. 100. Заключительные положения
Статья 100 содержит заключительные и переходные положения, необходимые для нормального реформирования системы здравоохранения, вызванного вступлением в силу комментируемого ФЗ.

Комментарий к ст. 101. Порядок вступления в силу настоящего ФЗ

Комментарий: комментируемый Закон опубликован в Российской газете 23.11.2011 № 5639 и вступает в силу в этот же день.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».