Паненков А. А.,
с. н. с. отдела проблем борьбы с организованной
преступностью, терроризмом и экстремизмом НИИ Академии
Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юстиции
Председатель Правительства РФ В. В. Путин написал в статье, опубликованной в газете «Известия», о том, что «…группа единомышленников, которую суждено было сформировать и возглавить автору этих строк, опираясь на поддержку абсолютного большинства граждан, на национальное единение вокруг общих задач – вывела Россию из тупика гражданской войны, переломила хребет терроризму, восстановила территориальную целостность страны и конституционный порядок, возродила экономику и обеспечила на протяжении 10 лет один из самых высоких в мире темпов экономического роста и повышения реальных доходов наших людей» (1). Но угрозы терроризма, к сожалению, остались.
Известные криминологи обоснованно утверждают о том, что «терроризм – угрожающе развивающееся транснациональное явление, затрагивающее интересы всех стран планеты…» (2). Активизировался прокурорский надзор за исполнением законов о федеральной безопасности и противодействии терроризму: выросли количество и качество прокурорских проверок, актов прокурорского реагирования, их эффективность.
Всего в 2011 г. прокурорами субъектов РФ проведена 44 251 проверка исполнения законов о противодействии терроризму (в 2010 г. – 37 704), в ходе которых выявлено 137 914 нарушений (100 789), в том числе незаконных правовых актов 1104 (1031). Было принесено 1089 протестов (1013), из которых отклонен один (в 2010 г. – 10), по 987 (в 2010 г. – 940) удовлетворенным протестам отменены и изменены незаконные правовые акты.
Направлено в суд 14 740 исков (заявлений) (в 2010 г. – 9958), из которых удовлетворено и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 12 311 (в 2010 г. – 8238).
(1) Статья Председателя Правительства России В. В. Путина в газете «Известия» 16 января 2012. http://premier.gov.ru/events/news/17755/. 24.01.2012.
(2) Долгова А. И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: пособие. – М.:, 2012. – С. 3.
Внесено 33 573 представления (24 572), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 23 759 должностных лиц (15 837), по постановлению прокурора органами административной юрисдикции привлеченок дисциплинарной ответственности – 9595 (2010 г. – 9410), предостережено 3997 лиц о недопустимости нарушения закона (2010 г. – 4531), вынесено предупреждений – 2 (2010 г. – 22), направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ – 12 (8), по направленным в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурорами по материалам возбуждено 7 уголовных дел (7).
Несмотря на принятые в 2010–2011 гг. правоохранительными органами и спецслужбами России меры по борьбе с терроризмом и его финансированием, избежать резонансных террористических актов не удалось. Из 29 зарегистрированных террористических актов (в сравнении с 2010 г. снижение составило 6,5%), повлекших массовую гибель и ранения мирных граждан, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, 15 были совершены в Северо-Кавказском федеральном округе (снижение – 6,3%). В Центральном федеральном округе зарегистрировано 6 терактов (+20,0%), Приволжском федеральном округе – 2 (1), Южном федеральном округе – 1 (2), Дальневосточном федеральном округе – 1, Северо-Западном федеральном округе – 1, на транспорте России – 3.
Ранжирование субъектов в СКФО по количеству зарегистрированных террористических актов выглядело следующим образом: Республика Дагестан – 8 (снижение на 20,0%), Чеченская Республика – 4, Ставропольский край – 2 (–33,3%), Республика Северная Осетия Алания – 1.
24 января 2011 г. произошел террористический акт в зоне прилета международных рейсов аэропорта «Домодедово» Московской области, погибли 37 и получили ранения еще около 180 лиц. Расследование по делу в настоящее время завершено: привлечены к уголовной ответственности 4 лица, остальные объявлены в розыск.
Несмотря на незначительный (сотые доли процента) удельный вес преступлений террористического характера в структуре преступности России, остается исключительно высоким их общественный резонанс. В 2011 г. произошел рост на 7,1% зарегистрированных преступлений террористического характера: 622 против 581 преступлений в 2010 г. Как и в прежние годы, наибольшее их количество имели место в СКФО – 576 преступлений (против 464 в 2010 г., рост составил 24,1%). Более трех четвертых от общего числа преступлений террористического характера зарегистрировано в двух республиках: Республике Дагестан – 220 преступлений (против 63 в 2010 г.), Чеченской Республике – 218 (против 320 преступлений в 2010 г.). В 2011 г. увеличилось число предварительно расследованных преступлений и направленных в суд уголовных дел о преступлениях террористического характера – 428 (410), из которых по 240 (рост на 1,7% (2010 г. – 236)) направлены в суд с обвинительным заключением.
В то же время в Чеченской Республике в 2011 г., несмотря на динамику снижения, было больше всего предварительно расследовано преступлений террористического характера – 172 (–31,5%) и направлено в суд с обвинительным заключением 103 уголовных дела (–16,3%), т. е. следственные и оперативные подразделения правоохранительных органов Чеченской Республики оставались лидерами в борьбе с преступлениями террористического характера, как и ранее, работали в усиленном режиме. На втором месте была Республика Дагестан, где предварительно расследовано 143 (+232,6%) преступлений террористического характера и направлено в суд с обвинительным заключением 55 (рост на 161,9%) уголовных дел.
В связи с реформированием правоохранительной системы России, сложностью сбора доказательств по уголовным делам террористического характера, низкой эффективностью деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, отсутствием достаточного уровня координации и взаимодействия следственных подразделений с субъектами оперативно-розыскной деятельности произошло снижение числа выявленных лиц, совершивших преступления террористического характера: в 2011 г. было выявлено 377 лиц, или снижение на 6,2% (2010 г. – 402 лица).
По оконченным и приостановленным уголовным делам террористического характера в России размер причиненного материального ущерба составил в 2011 г. – 0 (2010 г. – 16 тыс. руб.), всего погибших от преступных посягательств в 2011 г. 97 лиц, или рост на 83%, лиц, которым причинен в результате преступления тяжкий вред, – 32, или рост на +100%.
В 2011 г. в Центральном ФО зарегистрировано 6 террористических актов (+20,0%), 5 из которых в г. Москве, предварительно расследовано – 5 (+25%), направлено в суд с обвинительным заключением 5 уголовных дел (+25%), выявлено 14 лиц (+366,7%), одно преступление – в Орловской области. В ЮФО –одно преступление (Астраханская область), в ПФО – два преступления (Республика Татарстан и Кировская область по одному преступлению).
В 2011 г. всего было предварительно расследовано 4 (+300,0%) преступления, а за 2007–2011 гг. – всего 20 преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации. Борьба с финансированием терроризма не отвечает остроте криминальной ситуации в регионе.
Самым большим сегментом в преступлениях террористического характера оставалась организация незаконного вооруженного формирования (НВФ) или участие в нем (ст. 208 УК РФ). В 2011 г. в России было зарегистрировано 501 преступление по ст. 208 УК РФ, или рост на +24,3%. Из 8 федеральных округов практически все зарегистрированные преступления по ст. 208 УК РФ были в СКФО – 498 (+23,6%). Ранжирование субъектов СКФО по числу зарегистрированных преступлений по ст. 208 УК РФ выглядело так: Чеченская Республика – 202 (снижение на 33,6%) преступления, выявлено 176 (снижение на 28,2%) лиц, Республика Дагестан – 185 (+293,6%) преступлений, выявлены 72 (+132,3%) лица, Республика Ингушетия – 54 (+63,6%) преступления, выявлено 27 (+ 285,7%) лиц, Кабардино-Балкарская Республика – 42 (+281,8) преступления, выявлено 13 (снижение на 7,1%) лиц.
Бескомпромиссную борьбу с организованной террористической деятельностью, активными и непримиримыми участниками организованных преступных формирований (ОПФ), эмиссарами международных террористических организаций и наемниками вели сотрудники спецслужб, правоохранительных органов и военнослужащие, которые при исполнении служебного долга погибали и получали ранения.
В 2011 г. было зарегистрировано 438 (снижение на 30,4%) преступлений по ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительного органа, военнослужащего»). Больше всего посягательств на жизнь сотрудников правоохранительного органа и военнослужащих было совершено в СКФО – 410 (снижение на 28,7%, 187 человек погибли и 440 получили ранения), а в округе – в Республике Дагестан – 196 (снижение на 15,9%). Там же было выявлено больше всего лиц, совершивших эти преступления, – 310 (+31,9%).
В 2011 г. судами СКФО рассмотрено 145 уголовных дел террористического характера в отношении 210 лиц, обвинительные приговоры постановлены в отношении 197 лиц.
В 2011 г., в том числе по инициативе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, был сделан ряд предложений по оптимизации борьбы с терроризмом на транспортной инфраструктуре, в частности на 10-й международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» в феврале 2011 г. Постоянно должна проводиться работа по увеличению технических средств по обнаружению взрывчатых веществ (ВВ), маркировке ВВ, расширению возможности использования кинологической службы МВД России, Вооруженных Сил Российской Федерации, увеличению числа видеокамер в местах массового пребывания и скопления граждан, на важных и особо режимных объектах. Следует существенно перестроить работу участковых уполномоченных. Лица, стоящие на оперативном учете как склонные к террористической деятельности, должны быть под постоянным контролем, и их любое передвижение в районе, республике, области должно отслеживаться. На совещании по вопросу обеспечения безопасности на транспорте Президент РФ сказал следующее: «Считаю, что в целом обеспечение безопасности на транспорте (и даже не только из-за случившегося террористического акта) является неудовлетворительным…» (1). Поэтому работа в этом направлении должна проводиться постоянно не только по увеличению технических средств по обнаружению взрывчатых веществ (ВВ), но и видеокамер с интеллектуальным обнаружением изображения (фото) розыскиваемых лиц, причастных к террористической деятельности. Ряд предложений был озвучен (2) 16–17 февраля 2011 г. на 10-й Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» (3).
Анализ криминальной ситуации на транспортной инфраструктуре проводится правоохранительными органами, спецслужбами России, Министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами. Аналогичные предложения (4), по всей видимости, делались сотрудниками других правоохранительных органов и спецслужб России, что в конечном счете привело к созданию системы КАРС – комплексная автоматическая розыскная система.
(1) Совещание по вопросу обеспечения безопасности на транспорте. 26 января 2011 года, 13:30 Московская область, Горки. http://www.kremlin.ru/. 30.01.2011. 00.49.
(2) 1. В первую очередь правоохранительным органам и спецслужбам России необходимо принять исчерпывающие меры по разрушению инфраструктуры подготовки «террористов-смертников» как в России, так и за рубежом, дополнительных мер к пресечению потенциальных террористических актов на важных и особо режимных объектах оборонно-промышленного комплекса (ОПК), Росатома, транспорта, объектах жизнеобеспечения населения, других критических объектах, местах массового пребывания мирных граждан на всей территории России. 2. Шире использовать, в том числе на дальних подступах к транспортной инфраструктуре, видеосистемы отечественных и зарубежных разработчиков с интеллектуальным обнаружением изображения (фото) объявленных в розыск участников организованной террористической деятельности и их пособников, с выводом информации на мониторы ситуационно-кризисных центров (СКЦ) для принятия немедленных управленческих решений по нейтрализации террористических угроз.
(3) Председатель оргкомитета и ведущий конференции В. П. Войтенко, депутат Государственной Думы, председатель Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ по вопросам обороны и безопасности. По инициативе организаторов конференции автор статьи подготовил электронный вариант краткой информационной справки о борьбе с преступлениями террористического характера в России в 2010 г. и статью по теме выступления для сборника по итогам конференции.
(4) Статья автора данной статьи «Проблемы борьбы с террористическими актами, в том числе «смертников», в России в 2010 году». «…Только при постоянном международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом и его финансированием, повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, активном обмене оперативно-значимой информацией, финансировании региональных программ по борьбе с терроризмом и активной помощи руководителей субъектов России, заинтересованных министерств и ведомств транспортной инфраструктуры, улучшении социально-экономического положения жителей дотационных республик СКФО, воздействии на потребностно–мотивационную сферу проживающих там граждан, изменении их ценностных ориентаций возможно реальное предотвращение террористических актов в России…».
Дирекция железнодорожных вокзалов РЖД в начале 2012 г. запустила в тестовую эксплуатацию на Казанском вокзале столицы разработанную совместно с ФСБ России систему по автоматическому распознаванию лиц, находящихся в розыске. Это система идентификации лиц, которая будет сравнивать пассажиров с находящимися в базах розыска людьми в автоматическом режиме. Система называется КАРС – комплексная автоматическая розыскная система, состоящая из 170 видеокамер и 90 серверов для обработки данных. Тестовые испытания начнутся в начале 2012 г. В случае успешного испытания КАРС подобные системы могут быть внедрены на других железнодорожных вокзалах Москвы, а также Северного Кавказа(1).
В 2011 г. руководством России предпринят ряд мер, направленных на ликвидацию причин и условий, способствующих эскалации терроризма на Северном Кавказе. Среди них – меры, направленные на улучшение социально-экономического положения населения, создание рабочих мест, сокращение безработицы, укрепление позиций традиционного ислама, улучшение воспитательной работы с молодежью, создание и расширение деятельности Совета старейшин СКФО и советов старейшин в субъектах округа, борьбу с коррупцией и клановостью.
Прогноз на 2012 г.: причинный комплекс преступности террористического характера существенных изменений не претерпел. Важно предупреждать преступления террористического характера, включая террористические акты, и в первую очередь путем повышения эффективности оперативно-розыскной (реализуется только 15,5% дел оперативного учета), разведывательной и контрразведывательной деятельности субъектов ОРД, улучшения агентурной работы и подрыва финансовых основ организованной террористической деятельности. Террористическая инфраструктура на Северном Кавказе полностью не разрушена, военная организационно-штатная структура, носящая иерархо-сетевой характер, в деятельности организованных преступных формирований (ОПФ), включая «Кавказский Эмират» Д. Умарова, сохранилась, и ее члены перешли к партизанским методам ведения борьбы против правоохранительных органов и спецслужб России, мирных граждан, нанося удары по наиболее уязвимым местам, а также частично проникли в государственные структуры. В 2012 г. будет велика угроза совершения резонансных террористических актов как в Чеченской Республике, Республиках Дагестан и Ингушетия, так и в целом в России (особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных промышленных центрах). Следует ожидать активизацию участников ОПФ: использование «смертников», в том числе на автомобилях, груженных взрывчатыми веществами, расширение географии резонансных террористических актов и террористической активности на другие субъекты Российской Федерации.
(1) На Казанском вокзале запустят систему распознавания лиц, разработанную вместе с ФСБ. 12.12.2011, 22:42:29. Источник: РИА Новости. http://www.agentura.ru/news/27525/. 19.12.2011.
|