Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Основания и условия привлечения к ответственности работодателя за использование иностранной рабочей силы

Иванов К.А.,
адвокат

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на их привлечение и использование. Согласно этому же Закону выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников и выдача разрешений на работу производятся в пределах квот, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

В Указе Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (далее – Указ Президента РФ № 2146) говорится, что выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы осуществляется Федеральной миграционной службой (ФМС). Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ при достижении им возраста 18 лет и только при наличии у данного иностранного гражданина разрешения на работу. В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» данный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) временно проживающих в Российской Федерации;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Разрешение на работу представляет собой пластиковую карту, содержащую основные сведения о трудовом мигранте: имя, дату рождения, паспортные данные, профессию. Разрешение выдается, как правило, на срок до одного года, но по мотивированной просьбе работодателя его действие после окончания срока может быть продлено еще на год.

Российский закон предоставляет иностранным гражданам право свободно распоряжаться своими трудовыми навыками и способностями, выбирать род деятельности и профессию. Так, в разрешении на работу не указывается название организации, а поэтому иностранный гражданин может работать с данной пластиковой карточкой в любой организации. Это означает, что в пределах годичного срока действия карточки трудового мигранта работник может инициативно поменять место работы, но лишь при том условии, что его новый наниматель официально оформил право найма иностранной рабочей силы.

Необходимо отметить, что работодатель вправе привлекать иностранную рабочую силу только на условиях найма по трудовому договору на время выполнения определенной работы. По закону о правовом положении иностранных граждан в РФ иностранец не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью на территории страны, кроме как по специальному разрешению. По логике закона и других нормативных актов только при наличии трудового договора, а не договоров подряда можно оформить все разрешительные документы.

Контролирующими функциями по осуществлению государственного управления внешней трудовой миграцией наделены органы МВД России. Выдачу работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, а также подтверждений (разрешений) на право трудовой деятельности иностранным работникам осуществляют территориальные органы управления Федеральной миграционной службы МВД России.

В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ № 2146 работодатели за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Иностранные граждане, въехавшие в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением положения «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (утвержденного Указом Президента РФ № 2146), подлежат выдворению из РФ органами Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств работодателя.

Федеральный закон от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства), вступивший в силу с 15 января 2007 г., значительно ужесточил ответственность работодателя за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего официального оформления, без разрешения на работу. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ) дополнился новыми ст. 18.15–18.17, устанавливающими административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина и лица без гражданства, нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), несоблюдение установленных в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Так, в соответствии со ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, установлена ответственность в виде наложения административного штрафа:
1) на граждан – в размере от 2000 до 5000 руб.;
2) на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб.;
3) на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, налагается административный штраф:
1) на граждан – в размере от 2000 до 5000 руб.;
2) на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб.;
3) на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Также в соответствии с п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:
1) на граждан – в размере от 2000 до 5000 руб.;
2) на должностных лиц – от 35 000 до 50 000 руб.;
3) на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В примечании к ст. 18.15 КоАП РФ обращается внимание на то, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Согласно п. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа:
1) на граждан – в размере от 2000 до 4000 руб.;
2) на должностных лиц – от 45 000 до 50 000 руб.;
3) на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях,  предусмотренных ст. 18.15–18.17 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таких правонарушениях, передает его на рассмотрение судье. Следует отметить, что на федеральном уровне четко обозначено, что работа иностранцам предоставляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ч. 4 ст. 11), который уточняется ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также указом Президента РФ № 2146 и постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

Вышеуказанные законодательные акты предписывают четко определенные нормы, в соответствии с которыми осуществляется привлечение иностранцев на работу на российских предприятиях. Субъекты Федерации имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты, которые направлены на уточнение и детализацию порядка и условий привлечения к работе иностранных граждан, но не должны противоречить федеральному законодательству. Однако на практике субъекты РФ нередко выходят за пределы своей компетенции и принимают законы, имеющие некоторые противоречия с указанными выше документами. Так, в некоторых регионах  разрешение на работу иностранным рабочим выдают не те структуры, которые указаны в законодательстве. Например, вместо региональных отделений федерального органа по делам внутренних дел иностранные работники оказываются в сфере полномочий управления по делам миграции УВД.

Также часто субъекты РФ меняют порядок выдачи разрешений на работу иностранцам, который противоречит федеральному законодательству. Так, в Чукотском автономном округе губернатор постановлением от 27 марта 2007 г. № 21 утвердил порядок въезда в округ иностранных граждан и лиц без гражданства, тогда как субъекту Федерации полномочия по регулированию данного вопроса не предоставлены.

А постановлением правительства Москвы № 615-ПП «О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве» иногородние работники, т. е. граждане РФ, которые не проживают в городе Москве, были приравнены к иногородним гражданам и лицам без гражданства.

Кроме того, нередко встречаются такие нарушения, как: несоблюдение порядка выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, порядка продления сроков на осуществление трудовой деятельности; осуществление иностранными работниками трудовой деятельности без оформления всех необходимых документов; выдача службами занятости согласований на привлечение и использование иностранной рабочей силы по тем профессиям, которые имеются в избытке на национальном рынке труда, и многое другое.

Проверять соблюдение требований законодательства имеют право практически все контролирующие органы, вплоть до сотрудников налоговой инспекции. Если при проверке обнаружены нарушения, проверяющие обязаны сообщить в соответствующее подразделение по делам миграции о выявленных фактах. И уже сотрудники полиции имеют право определять квалификацию нарушений и решать вопросы о порядке применения санкций.

Помимо всего прочего работодатель обязан информировать МВД России о случаях нарушения иностранцем условий трудового договора, его решении досрочно разорвать договор, а также о самовольном оставлении места работы.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».