Заблуждение / опасная привычка |
Прямая речь клиентов |
Как правильно |
Сотрудник на трудовом договоре
|
1. С творческими сотрудниками можно заключить типовой трудовой договор (легко скаченный из Интернета) и даже не думать закреплять в договоре специальные обязанности персонала |
«У нас штатный дизайнер разрабатывал сайт, до конца не сделал и уволился, унес все с собой, а теперь еще и денег требует» |
Закрепить в трудовом договоре условия о создании по заданию работодателя результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД):
– произведения науки, литературы или искусства,
– программы для ЭВМ;
– технические и дизайнерские решения и т.д. |
2. Хороший способ сэкономить деньги компании и акционеров – не тратиться на оформление своих прав |
«Наш автор писал статьи и делал иллюстрации для компании. Позже мы узнали, что эти же тексты (с минимальными изменениями) он продавал «налево» другим интернет порталам». |
Внедрить систему оформления прав компании-работодателя на РИД: изобретения, научные произведения, ноу-хау (секреты производства), дизайнерские проекты, изображения товарных знаков, тексты, графики, фото и видеоматериалы. Учитывать расходы на создание РИД. Ставить на баланс нематериальные активы (далее – НМА)
|
3. Никогда не выплачивать сотрудникам авторские вознаграждения (они ведь даже зарплату не отрабатывают) |
«Наш маркетолог потребовал бонус при продаже Клиенту концепции разработанной рекламной кампании. Да, он автор, но мы же платим ему зарплату, почему еще должны дополнительно платить как автору?» |
Заключать с сотрудниками авторские договоры. Разделить оплату труда на части: (1) заработная плата + (2) авторские вознаграждения за творческие решения. Бонус: построение системы мотивации персонала |
4. Отказаться от оформления документов: служебные задания, отчеты об их исполнении, акты передачи результатов интеллектуальной деятельности – это лишняя трата времени и бумаги. Надо верить людям, особенно тем, кто скоро увольняется… |
«Разработчик нашего программного обеспечения заявил, что права на программу принадлежат ему, так как сделал он ее в нерабочее время. Предъявил много миллионный иск о выплате компенсации» |
Разработать систему корпоративного документооборота. Внедрить в компании систему менеджмента интеллектуальной собственности |
5. Сделать допуск к информации в компании максимально доступным и демократичным для всех |
«Сотрудники проработали у нас 3 месяца, обучились, скопировали нашу базу дан ных клиентов и открыли свое кадровое агентство» |
Разработать и внедрить локальные нормативные акты о защите конфиденциаль ной информации. Установить режим коммерческой тайны и юридическую ответственность (например, штрафную неустойку) за разглашение. Подписывать с каждым сотрудником соглашение о неразглашении информации |
Сотрудник на аутсорсинге (договор подряда или оказания услуг)
|
6. Приобретать авторские права у юридического лица, не задумываясь ни о чем… |
«Заказали прототип сайта крупной дизайнерской студии, а они не смогли передать нам авторские права, так как у них самих не оформлены отношения с авторами» |
По действующему Гражданскому кодексу в России автором результата творческой деятельности может быть только физическое лицо. Получайте права непосредственно у автора или проверяйте цепочку перехода прав |
7. Выплачивать аванс авторам без гарантий, а требования к результату работ формулировать максимально размыто и устно, «на словах» |
«Заплатил за разработку рекламного видеоролика, сроки были нарушены, предложенные варианты не устроили, а аванс мне вернуть отказались» |
Оформлять письменное техническое задание (приложение к договору) и четко формулировать требования к результатам работ. Брать гарантии возврата аванса. Устанавливать штрафы за просрочку |
8. Доверяй – не проверяй (на антиплагиат) |
«Под видом своей работы исполнитель нам продал, оказывается, чужие работы, а теперь авторы нас обвиняют в нарушении авторских прав и требуют компенсацию, хотя мы за них сами же заплатили» |
Проверять на плагиат. Получить гарантии отсутствия нарушений прав третьих лиц. Предусмотреть обязанность компенсации за нарушения прав третьих лиц |
9. Всегда верить устным заверениям контрагента, его репутации и имиджу |
«Передали разработчику исходные материалы, посвятили в суть бизнес-модели (идеи), а он ей воспользовался: параллельно сделал собственный проект и за регистрировал название, домен и уже подал заявку на товарный знак» |
Подписывать соглашения о неразглашении информации со всеми участниками проекта. Устанавливать ответственность за разглашение информации. Заключать соглашения о неконкуренции |
10. Не беспокойтесь о деятельности за границей. Если уж начали оформлять, то только на Родине! |
«Зарегистрировали в России товарный знак на свои услуги. Обнаружили, что аналогичный товарный знак уже зарегистрирован в Украине» |
Регистрировать товарные знаки и объекты интеллектуальной собственности во всех странах, в которых будете вести бизнес |
11. Отказаться от четкого описания целей и резуль татов совместной творче ской деятельности |
«Мы заказали авторский тренинг специально для нашей компании, сами принимали участие в его разработке, заплатили дополнительно к обычной цене. Потом оказалось, что этот же тренинг с минимальными отличиями продается другим компаниям» |
Заключать договоры на «эксклюзивных» условиях. Предусматривать объем, территорию и срок действия приобретаемых прав |
12. Подписать документы можно в процессе работы, главное – не сбавлять скорость работы, а бумажные формальности – только помеха бизнесу, их можно оставить «на потом»… |
«Начали съемки до подпи сания контракта с актером. Договорились о цене за съемочный день, а после съемок актер сказал, что думал, что это цена за одну сцену, и требовал оплату за все 3 сцены. Поссорились, пришлось пойти на уступки (ведь снимать заново с другим актером еще дороже!). Все остались недовольны друг другом» |
Уделите пристальное внимание оформлению всех документов. Сделайте типовые формы и требуйте от своих исполнителей работать по этим формам (с типовыми формами смогут работать даже сотрудники без «выдающейся» квалификации). Договаривайтесь «на берегу» |