Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Отдельные вопросы договора транспортной экспедиции

Семенова Е.А.,
заместитель директора по правовым вопросам
некоммерческого партнерства
«Исследовательский центр права «ЮРВЕДЪ»

При закупке или поставке товаров организации, которая не имеет собственного транспорта, приходится пользоваться услугами специализированных компаний или индивидуальных предпринимателей, занимающихся извозом.

Услуги, связанные с перевозкой груза, могут оказываться как в рамках договора перевозки, так и в рамках договора транспортной экспедиции.

При внешнем сходстве договора перевозки и договора транспортной экспедиции их разграничение имеет большое практическое значение.

Отличие данных видов договоров заключается, прежде всего, в функциях экспедитора или перевозчика.

По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ)(1).

По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Как следует из определения предмета договора транспортной экспедиции, для достижения основной цели договора – перевозки груза – экспедитор должен совершить как юридические, так и фактические действия.

Таким образом, круг прав, обязанностей и ответственности экспедитора по сравнению с перевозчиком более широкий.

При автоперевозках зачастую заключается один договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, по которому на экспедитора возлагается обязанность не только оказать экспедиторские услуги, но и осуществить саму перевозку груза.


(1) Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.


Ранее, Гражданским кодексом РСФСР 1964 г., транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривалось как дополнительные к перевозке груза операции и услуги, оказываемые транспортной организацией грузополучателю либо грузоотправителю.

Частью второй Гражданского кодекса РФ, действующего с 1 марта 1996 г., договор транспортной экспедиции определен в качестве самостоятельного вида договора, регулируемого отдельной 41-й главой.

В то же время правила гл. 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Об этом прямо говорится в п. 2 ст. 801 ГК РФ.

Тогда правоотношения транспортной компании с клиентом регулируются не только нормами главы «Транспортная экспедиция», но и гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, поскольку заключенный между ними договор по сути является смешанным.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что при определении предмета договора суды оценивают все функции, которые выполнялись экспедитором (см. постановления: Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2012 г. № 14 АП-847/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2012 г. № 11 АП-3512/2012, Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу № А43-12682/2012)(1).

Согласно ст. 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично. Но и при таком способе исполнения обязанностей экспедитор остается полностью ответственным перед клиентом за перевозку груза.

Определенный интерес представляет вывод, сделанный арбитрами в ходе рассмотрения одного из дел: «Соответственно законодатель устанавливает тройственную правовую природу положения экспедитора: экспедитор-организатор определенных договором экспедиции услуг, экспедитор-исполнитель определенных договором экспедиции услуг, экспедитор-перевозчик. Применительно к сложившимся в ходе реализации проекта «Ванкор» отношениям судебная коллегия приходит к выводу, что ответчик осуществлял функции экспедитора-организатора в части расчетов, ООО «Региональные поставки» – функции экспедитора-организатора в части обработки перевозочных документов как привлеченное к экспедированию лицо (ст. 805 ГК РФ), ООО «ИЭК» – экспедитора-исполнителя транспортно-экпедиционных услуг как привлеченное к экспедированию лицо (ст. 805 ГК РФ), ЗАО «Ванкорнефть» являлось клиентом. В этой связи довод истца о рассмотрении договора № 1801/08-01 возмездного оказания транспортных услуг от 14 января 2008 г. по правилам гл. 39 ГК РФ подлежит отклонению, поскольку по своей правовой природе указанный довод регулирует отношения по исполнению обязанности экспедитора другим лицом (соэкспедирование), установленные в порядке ст. 805 ГК РФ (постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2010 г. по делу № А40-44298/2009(2).


(1) СПС «КонсультантПлюс».
(2) СПС «КонсультантПлюс».

Регулирование правоотношений сторон по договору транспортной экспедиции кроме гл. 41  «Транспортная экспедиция» ГК РФ осуществляется также Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»1 и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 (далее – Правила транспортно-экспедиционной деятельности)(2).

Взаимоотношения между экспедитором и перевозчиком регламентируются нормами Гражданского кодекса России, транспортных уставов и кодексов Российской Федерации, а также подзаконных нормативных актов, действующих на соответствующих видах транспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Поскольку ст. 801–806 ГК РФ и Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности не определяют существенные условия договора транспортной экспедиции, то его существенными условиями принято считать предмет договора и обязательства сторон.

«Согласно положениям гл. 41 Кодекса при юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции должны учитываться предмет и содержание принятых сторонами на себя обязательств. Круг обязанностей экспедитора определяется соглашением сторон (ч. 3 ст. 801) и при отсутствии в договоре указаний о возложении на экспедитора определенных обязанностей лишает возможности привлечь экспедитора к ответственности за неисполнение обязанностей» – указывается в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2011 г. № Ф03-4794/20113.

«Исходя из приведенных выше норм, существенными условиями названного вида договора являются характеристика действий по перевозке (идентифицирующие признаки груза, маршрут доставки)» – сделан вывод в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2011 г. по делу № А75-1596/20114.

Из содержания п. 1 ст. 801 ГК РФ следует, что договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены основные обязанности, формирующие предмет договора и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза.

Как правило, к числу основных обязанностей экспедитора относятся организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; обеспечение отправки и получения груза в пункте назначения, доставки или выдачи его получателю, а также обязанности, связанные с перевозкой груза, в том числе оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, перевозочных документов, оплата провозных платежей.


(1) Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2701.
(2) Там же. – 2006. – № 37. – Ст. 3890.
(3) СПС «КонсультантПлюс».
(4) Там же.


В качестве дополнительных услуг рассматриваются осуществление других необходимых для доставки груза операций, таких как получение необходимых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения.

В зависимости от категории груза и конкретных обстоятельств его доставки в состав дополнительных услуг можно включить маркировку груза, его затаривание, проверку состояния упаковки и маркировки.

Во избежание негативных последствий при заключении договора целесообразно четко определить пункты погрузки и назначения, количественные и качественные характеристики груза, срок и порядок предоставления транспорта.

Экспедитор имеет право заключать договоры с перевозчиками и прочими третьими лицами от собственного имени.

Впрочем, экспедитор может действовать от имени клиента на основании выданной им  доверенности (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

Осуществлять перевозки через некоторые крупные транспортно-экспедиционные компании можно и без оформления двусторонне подписанного договора – путем заключения договора публичной оферты.

Тексты договора публичной оферты размещаются на сайтах компаний в свободном доступе и/или публикуются в Вестнике государственной регистрации. В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в оферте. Акцепт договора публичной оферты осуществляется путем заказа услуг и/или сдачи груза и/или оплаты услуг и/или получения груза.

Но отсутствие договора транспортной экспедиции как единого документа не означает, что договорные отношения не сложились. Клиент или экспедитор со ссылкой на п. 1 ст. 162 ГК РФ вправе доказывать заключение договора, представив письменные доказательства.

Как показывает арбитражная практика, суды принимают в качестве доказательств  наличия фактических отношений транспортной экспедиции любые письменные документы,  свидетельствующие о достижении между сторонами в требуемой форме соглашения по условиям, необходимым для заключения договора транспортной экспедиции (см. постановления: ФАС ЗСО от 12.08.2008 № Ф04-3087/2008 (5230-А46-39); ФАС ЗСО от 03.02.2009 № Ф04-7757/2008 (17611-А45-39); Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 № 17 АП-3733/2009-ГК; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 № А56-23825/20091).

Документы, подтверждающие заключение договора, перечислены в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. Таковыми являются:
– поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;
– экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;
– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).


(1) СПС «Консультант плюс».


Пункт 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности содержит оговорку о том, что в  зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 данных Правил.

В соответствии с п. 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности заполнение бланка «Поручение экспедитору» возлагается на клиентов. Поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при предоставлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки (п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения о согласовании экспедитором данного поручения.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного экспедитору поручения клиент производит в письменной форме. Согласно п. 10, 11 Правил транспортно-экспедиционной деятельности порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

При заполнении документов необходимо соблюдать положения приказа Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»(1).

На практике нередко возникает вопрос: «Надо ли в рамках договора транспортной экспедиции оформлять транспортные и товарно-транспортные накладные?»

Ответ можно найти в письме Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 1 ноября 2011 г. № 16-15/105695@, в котором говорится, что при оказании услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов в рамках гл. 25 Налогового кодекса РФ помимо договора транспортной экспедиции, акта сдачи-приемки оказанных услуг и экспедиторских документов должны оформляться доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае если транспортировка осуществляется третьим лицом) и перевозочные документы.

При этом транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка(2).

Попутно отметим, что в товарных накладных в совокупности с экспедиторскими документами товар, переданный для перевозки, идентифицируется более полно и точно.


(1) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – № 15.
(2) Московский налоговый курьер. – 2011. – № 23–24.


Ответственность экспедитора кроме правил гл. 25 ГК РФ регламентируется Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». В соответствии с п. 1 ст. 7 данного Закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В силу принципа, заложенного в ч. 3 ст. 401 ГК РФ, обязательство экспедитора связано с осуществлением им предпринимательской деятельности, и ответственность наступает независимо от наличия вины экспедитора, за исключением невозможности исполнения обязательства в результате непреодолимой силы.

Таким образом, по смыслу вышеназванных норм права вина экспедитора презюмируется, обратное должен доказать экспедитор.

В определении Высшего Арбитражного суда РФ от 26 марта 2012 г. № ВАС-2668/12 по делу № А56-23766/2010 разъяснено: поскольку исполнитель по договору является профессиональным участником отношений по оказанию экспедиционных услуг, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины, и может быть освобожден от ответственности лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы. К подобным обстоятельствам относятся лишь те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости(1).

Действующая арбитражная практика в вопросе о применении норм об ответственности экспедитора единообразна (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14316/11 от 20.03.2012, 15692/11 от 10.04.2012, определение от 26.07.2012 № ВАС-9611/2012 по делу № А34-1849/2011, постановления: ФАС ВСО от 16.03.2012 № А19-14651/2011, Второго арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по делу № А29-4431/2011 и др.) (2).

В случае если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ, п. 2 ст. 6 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Размеры ответственности экспедитора перед клиентом за несохранность груза определяются подп. 1–4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Помимо реального ущерба на основании п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент может взыскать и упущенную выгоду. Но это возможно лишь при наличии виновных действий экспедитора, повлекших утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Кроме того, следует учесть, что согласно ч. 4 ст. 393 ГК РФ при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью  приготовления. Поэтому при взыскании упущенной выгоды истцу предстоит доказать наличие упущенной выгоды во взыскиваемом размере, реальную возможность получения выгоды при использовании утраченного или поврежденного груза, принятие мер по предотвращению и уменьшению упущенной выгоды, причинно-следственную связь между неполученной выгодой и действиями экспедитора.


(1) СПС «Консультант плюс».
(2) Там же.


Одновременно с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, клиенту предоставлено прав о взыскать с экспедитора ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Но это возможно в том случае, когда данная обязанность предусмотрена в договоре транспортной экспедиции (п. 3 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Как правило, экспедиторские компании, стремясь ограничить размер ответственности перед клиентом за несохранность груза, в договор, заключаемый путем публичной оферты, не включают условия о возврате вознаграждения.

Статьей 10 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» определены основания и размер ответственности клиента перед экспедитором.

В частности, клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в данном Законе.

Если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции, клиент помимо таких расходов уплачивает экспедитору штраф в размере 10% суммы расходов.

За несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов клиент уплачивает неустойку в размере 1/10% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Сложившаяся судебная практика показывает, что при взыскании дополнительных расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента, устанавливается фактическое наличие расходов, их связь с договором транспортной экспедиции, разумность действий экспедитора при выполнении своих обязательств (определение от 15.05.2012 № ВАС-14109/2011 по делу № А56-52927/2010, постановления ФАС: Дальневосточного округа от 11.10.2011 № Ф03-4794/2011, от 20.01.2011 № Ф03-9262/2010, от 08.06.2010 № Ф03-3367/2010, от 12.05.2010 № Ф03-2827/2010; Вол го-Вятского округа от 16.08.2010 по делу № А43-32998/2009; Центрального округа от 21.10.2011 № А08-7414/2010-16; Северо-Западного округа от 07.06.2011 № А56-42928/2010; Московского округа от 25.08.2010 № КГ-А40/9167-10; Северо-Кавказского округа от 03.07.2009 № А53-11669/2008-С3-15; Поволжского округа от 06.09.2007 № А65-17442/06-СГ2-3)(1).

При возникновении конфликтной ситуации, связанной с выполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, следует помнить, что ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает обязательный претензионный порядок урегулирования споров.

В соответствии со ст. 148 АПК РФ одним из оснований для оставления искового заявления без рассмотрения является несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком, если этот порядок предусмотрен федеральным законом или договором.


(1) Там же.


До подачи иска в арбитражный суд клиент должен в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии предъявить ее в письменной форме. Порядок исчисления вышеуказанного срока изложен в п. 4 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении шестимесячного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензионные требования и в письменной форме сообщить об их удовлетворении или отклонении в течение 30 дней со дня их получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Статьей 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности – один год. Данный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Как известно, пропуск срока исковой давности является основанием для отказа в иске.

Пример из арбитражной практики: «Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из пропуска обществом специального (годичного) срока исковой давности, установленного ст. 13 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Федеральный закон № 87-ФЗ).

В этой связи кассационная инстанция полагает, что вывод суда о применении к названному выше требованию общего (трехгодичного) срока исковой давности не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит императивным положениям ст. 13 Федерального закона № 87-ФЗ». (Постановление ФАС Московского округа от 09.07.2012 по делу № А40–75964/11-102-605.)(1)


(1) Там же.


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».